Стационар

Круглосуточно

Клиника

09.00-21.00

+7 (812) 909-16-88

ул. Новороссийская, дом 28, кор. 2
Обратный звонок

Лечение синдрома дефицита внимания

Что собой представляет синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - это дисфункция центральной нервной системы (в основном ретикулярной формации мозга), проявляющаяся трудностями в концентрации и поддержании внимания, нарушениями обучения и памяти, а также трудностями в обработке экзогенных и эндогенная информация и стимулы. Это одно из самых распространенных нервно-психических расстройств в детском возрасте, его распространенность колеблется от 2 до 12%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ может возникать как изолированно, так и в сочетании с другими эмоциональными и поведенческими расстройствами, отрицательно влияя на обучение и социальную адаптацию ребенка

Первые проявления СДВГ обычно наблюдаются в возрасте от 3 до 4 лет. Но по мере того, как ребенок вырастает и поступает в школу, он или она сталкивается с дополнительными трудностями, поскольку начало школьного образования предъявляет новые и более высокие требования к личности и интеллектуальным способностям ребенка. Именно в школьные годы возникают дефицит внимания, трудности с усвоением школьной программы и плохая успеваемость, неуверенность и низкая самооценка. Дети с синдромом дефицита внимания обладают нормальным или высоким интеллектом, но, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей в обучении, синдром дефицита внимания проявляется в виде моторной гиперактивности, нарушения концентрации внимания, отвлечения внимания, импульсивного поведения и проблем во взаимоотношениях с другими людьми. Помимо того факта, что дети с СДВГ плохо себя ведут и плохо учатся в школе, по мере взросления они могут подвергаться риску развития девиантного и антисоциального поведения, алкоголизма и наркомании. Поэтому важно распознавать ранние проявления СДВГ и знать варианты их лечения. Следует отметить, что синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и у взрослых.

СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманном в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман также был поэтом. Он начал писать стихи для детей, когда не смог найти подходящую книгу для чтения своему трехлетнему сыну. Результатом стал иллюстрированный сборник стихов о детях и их характеристиках. История неугомонного Филиппа точно описывает ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Лишь в 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл опубликовал серию лекций, в которых описывал группу импульсивных детей со значительными поведенческими проблемами, связанными с генетическими дисфункциями, а не бедных родителей - детей, которым сейчас поставлен диагноз СДВГ. С тех пор было опубликовано несколько тысяч научных статей, посвященных этому заболеванию, в которых представлена информация о его природе, течении, причинах, связанных с ними трудностях и методах лечения.

Ребенка с СДВГ ждут сложные, но не непреодолимые задачи. Чтобы эти дети полностью раскрыли свой потенциал, им нужна помощь, руководство и понимание родителей, школьных консультантов и государственной системы образования.

Причины СДВГ

Споры о природе синдрома ведутся уже давно. Неврологи классифицируют СДВГ как неврологическое заболевание. Основным фактором его возникновения врачи называют не внешние причины, а особенности головного мозга. Но помимо врожденной тенденции к развитию гиперактивности, есть ряд факторов, которые способствуют возникновению СДВГ.

Что может вызвать СДВГ:

  • Тяжелая беременность. Угроза выкидыша, недостаточное питание, вредные привычки и стрессы негативно сказываются на развитии плода. Если у эмбриона во время беременности развивается гипоксия, возможно, нарушения нервной системы приводят к СДВГ.
  • Осложнения родов. Быстрые или продолжительные схватки могут повлиять на последующее развитие ребенка. Среди факторов риска следует также упомянуть стимуляцию родов или их раннее начало.
  • Атмосфера в доме. Также может сказаться ситуация в доме, где растет ребенок. Постоянное нервное напряжение, ссоры и чрезмерно суровое воспитание могут стать причиной гиперактивности.
  • Отравление токсичными веществами или неправильное питание.
  • Индивидуальные особенности развития мозга.

Факторы, способствующие развитию СДВГ:

  • наследственность - статистика наблюдений показала, что вероятность синдрома у детей, родители которых также имели он в анамнезе, в несколько раз выше;
  • сложное течение инфекционных заболеваний и других патологий при беременности;
  • злоупотребление алкоголем, никотином и кофеином во время беременности может привести к необратимым изменениям в мозге плода;
  • резус-конфликт между кровью матери и ребенка;
  • нарушения в работе щитовидной железы;
  • чрезмерное употребление сахара и продуктов с вредными пищевыми добавками;
  • отравление свинцом;
  • детское увлечение гаджетами и телевизором.

Цены на услуги

УслугиЦены (руб.)
Консультация психиатра/психотерапевта (первичный прием прием 1 час)
4000
 Консультация психиатра/психотерапевта (повторный прием 20 мин. / 50 минут)

 2200 / 4000

Консультация невролога (первичный прием / повторный)
1800/ 1500
Консультация психиатра (первичный)
4000
Консультация психиатра (повторный прием 20 мин. / 50 минут)
2200 / 4000
Консультация психолога 30 мин. / 60 минут (первично/повторно)
2200 / 4000
Консультация нарколога 30 мин. / 60 минут (первично/повторно)
2000 / 3000
Консультация терапевта (первично/повторно)
1800 / 1500
Вызов терапевта на дом

5000

Консультация врача психиатра, психотерапевта на дому

(включает приезд на дом к пациенту, консультация, выписка рецепта, рекомендации по лечению)

6000
Справка на работу от психиатра / нарколога
1000

Симптомы СДВГ

  • 1. Невнимательность
  • 2. Гиперактивность и импульсивность
  • Он часто не может сосредоточиться на деталях и совершает ошибки из-за невнимательности, небрежного отношения к школьным занятиям, на работе и в других делах (например, пропускает или пропускает детали, работает неточно).
  • Часто испытывает трудности с удержанием внимания во время выполнения домашних заданий или игр (например, испытывает трудности с концентрацией внимания во время лекций, бесед, долгих чтений).
  • Часто создается впечатление, что вы не слушаете обращенную к нему речь (например, мысли где-то витают даже при отсутствии явного отвлечения).
  • Часто он не соблюдает инструкции и не может выполнять домашнее задание, домашнее задание или работу по дому (например, он начинает выполнять задание, но быстро теряет концентрацию и легко отвлекается).
  • Часто испытывает трудности в организации выполнения заданий и мероприятий (например, сложно организовать выполнение задания последовательными действиями, сложно содержать материалы и вещи в порядке, работа выполняется неточно и неорганизованно , плохо отведенное время, не укладывается в установленные сроки).
  • Часто избегает, выражает неудовлетворенность и сопротивляется участию в задачах, требующих длительного умственного напряжения (например, школьные, домашние задания, для подростков старшего возраста и взрослых - подготовка отчетов, заполнение форм, изучение длинных текстов).
  • Часто он теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и домашнего задания (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, рабочие документы, очки, мобильные телефоны).
  • Часто легко отвлекается на посторонние раздражители (для подростков старшего возраста и взрослых это могут быть посторонние мысли).
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, при выполнении работы по дому, по делам, для подростков и пожилых людей - при ответе на телефонные звонки, оплате счетов, приходе на прием).
  • Часто наблюдаются беспокойные движения рук и ног; сидя на стуле, поворачиваясь, поворачиваясь.
  • Он часто покидает свое место в ситуациях, когда необходимо сесть (например, он встает в классе во время урока, в офисе или на работе, в других ситуациях, когда необходимо оставаться на своем месте).
  • Он часто бегает туда-сюда, лезет куда-нибудь в ситуациях, где это недопустимо (примечание: у подростков и взрослых этот симптом может ограничиваться чувством тревоги, невозможностью усидеть на месте).
  • Часто он не может играть тихо, спокойно или делать то, что ему нравится.
  • Часто он находится в постоянном движении, ведет себя так, как будто к нему прикреплен двигатель (не может или неудобно, если вам нужно долго сидеть в тишине, например, в ресторане, на собрании; другие могут посчитать его беспокойным человеком , с трудом справиться).
  • Часто болтливый.
  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушивая их до конца (например, завершает утверждения для других людей, не может дождаться своей очереди во время разговора).
  • Часто бывает сложно дождаться своей очереди (например, стоя в очереди).
  • Часто перебивает других, мешает им (например, вмешивается в разговоры, игры, бизнес; может начать пользоваться чужими вещами, не спрашивая их или не получив разрешения; у подростков и взрослых - может мешать или начинать делать то, что делают другие).

В зависимости от степени тяжести некоторых нарушений различают следующие формы СДВГ:

  • с преобладанием невнимательности,
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности,
  • смешанный.

Уже в первые несколько месяцев жизни у ребенка с СДВГ может возникнуть нейрорефлекторный синдром повышенной возбудимости. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество еды, такие малыши беспокойны, у них беспричинный плач, сопровождающийся повышенной двигательной активностью, покраснением или мраморностью кожи, потливостью, учащенным сердцебиением и учащенным дыханием. Различные нарушения сна наблюдаются в 82% случаев. Часто возникают трудности с кормлением (плохое кормление грудью или вообще отказ, беспокойство во время кормления), беспокоят желудочно-кишечные расстройства (частые срыгивания, иногда рвота, частый жидкий стул и / или, наоборот, запоры.

С 3–4 лет основными проявлениями СДВГ являются гиперактивность и импульсивность, что побуждает родителей впервые обратиться к специалистам.

В школьные годы главной проблемой являются нарушения внимания. По сравнению со своими сверстниками, дети с СДВГ часто плохо себя ведут и плохо учатся.

Отсутствие независимости, неспособность работать без посторонней помощи, низкая успеваемость, частые конфликты с окружающими, плохие отношения со сверстниками, беспокойство и низкая самооценка возникают в подростковом возрасте.

Нарушения внимания часто сохраняются и в зрелом возрасте.

Детям с СДВГ характерны умеренная задержка языкового, моторного и социального развития, низкая сопротивляемость стрессовым ситуациям, раздражительность и частые перепады настроения. В подростковом возрасте часто формируется провокационное оппозиционное поведение, особенно у детей с комбинированной формой СДВГ или с формой, характеризующейся преимущественно пониженным вниманием.

Частыми спутниками СДВГ являются вегетативные дисфункции, головные боли, тики, тревожные расстройства, энурез и нарушения сна.

Патологии, сопутствующие СДВГ

  • невротические привычки - грызть ногти (грызть ноготь), сосать большой палец, многочисленные стереотипные движения (кивки, сгибание туловища, постоянное сжатие пальцев и т д.). Все это свидетельствует о состоянии внутреннего напряжения;
  • нарушения сна с первых дней после рождения ребенка. Нарушается ритм сна - сонливость днем и бодрствование ночью, в пожилом возрасте - поздно засыпание с резким учащением утром;
  • страх;
  • повышенная умственная утомляемость, проявляющаяся быстрой утомляемостью и частыми головными болями;
  • нарушение аппетита;
  • навязчивые тики - чаще возникают на лице, но иногда на туловище и шее;
  • заикание.

Диагностика СДВГ

Информация, предоставленная родителями, считается самой важной для диагностики. Однако окончательный вердикт врач выносит только по результатам обследования. Ребенку нужно будет выполнить несколько простых процедур. Обследование включает следующие этапы:

  • Электроэнцефалография - исследование направлено на изучение биоэлектрической работы нервной системы. Активность мозга можно оценить как во время сна, так и во время бодрствования.
  • М-эхо - анализ ультразвукового сигнала от различных областей головного мозга.
  • Реоэнцефалография: исследование кровеносных сосудов головного мозга.
  • МРТ: магнитное поле проецируется на экран в виде трехмерного изображения исследуемой области мозга.

Лицензии и сертификаты клиники 

Формы СДВГ

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим заболеваниям Американской психиатрической ассоциации, существует несколько типов СДВГ:

  • Невнимательность: для этого типа характерно преобладание дефицита внимания. Это проявляется в развитом воображении, рассеянности и изоляции.
  • Гиперактивный - для этого типа характерна эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная двигательная возбудимость.
  • Смешанный - наиболее распространенный тип расстройства, сочетающий в себе симптомы вышеупомянутых типов СДВГ.

К какому специалисту обратиться

Понимание разницы в навыках между специалистами и услугами может помочь семье выбрать тот, который лучше всего соответствует их потребностям. Есть много типов профессионалов, обученных диагностировать и лечить СДВГ. Детские психиатры - это врачи, специализирующиеся на диагностике и лечении детских психических и поведенческих (поведенческих) расстройств. Психиатр может предоставить лечение и любые необходимые лекарства. Детские психологи также могут диагностировать и лечить СДВГ. Они могут предоставить ребенку терапию и помочь семье найти способы справиться с расстройством. Но психологи не врачи, и им следует обращаться к педиатру за медицинскими обследованиями и приемом лекарств. Неврологи, врачи, занимающиеся лечением заболеваний головного мозга и нервной системы, также могут диагностировать СДВГ и назначать лекарства. Но в отличие от психиатров и психологов они не могут лечить эмоциональные аспекты расстройства.

Врачи клиники

Балабан Игорь Вячеславович
Психиатр-нарколог, гипнотерапевт
Уразметов Александр Аркадьевич
Психиатр-психотерапевт
Чумакова Елена Владимировна
Врач невролог, врач функциональной диагностики.
Змазнева Екатерина Алексеевна
Психолог, психотерапевт
Максакова Янина Александровна
Врач-психиатр
Пугач Юлия Олеговна
Психолог – консультант, клинический психолог, нейропсихолог
Кулева Анастасия Анатольевна
Врач психиатр, психотерапевт
Лечение СДВГ

СДВГ и его лечение были противоречивыми с 1970-х годов. Существование СДВГ ставится под сомнение многочисленными медицинскими работниками, учителями, политиками, родителями и средствами массовой информации. Некоторые люди думают, что такого заболевания, как СДВГ, вообще нет, но скептики считают, что у этого состояния есть генетические и физиологические причины. Некоторые исследователи даже настаивают на влиянии климатических факторов на развитие СДВГ у детей.

В настоящее время подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться от страны к стране. Однако, несмотря на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, сочетающий в себе несколько методов, подбираемых в каждом конкретном случае индивидуально. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарства назначаются в индивидуальном порядке, когда когнитивные нарушения и поведенческие проблемы у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены с помощью одних только лекарств.

В США протокол WWK3 используется для лечения детей. В том числе для лечения детей не запрещено применение спорного препарата Риталин.

Самым эффективным лечением СДВГ является комплексная помощь, объединяющая усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком и его семьей. Было бы идеально, если бы о ребенке позаботился хороший нейропсихолог. Лечение СДВГ должно быть быстрым и включать:

  • помощь семье ребенка с СДВГ - методы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей с СДВГ;
  • развивать родительские навыки для детей с СДВГ, включая программы обучения родителей;
  • воспитательная работа с учителями, корректировка школьной программы - через специальную - изложение учебного материала и создание атмосферы на уроке, максимально увеличивающей шансы на успешное обучение детей;
  • психотерапия детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей, формирование эффективных коммуникативных навыков у детей с СДВГ во время специальных сеансов коррекции;
  • медикаментозная терапия и диета, которые должны быть достаточно продолжительными, поскольку улучшение состояния распространяется не только на основные симптомы СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов, включая их самооценку, отношения с члены семьи и сверстники, обычно начиная с третьего месяца лечения... Поэтому рекомендуется планировать медикаментозную терапию на несколько месяцев вплоть до продолжительности всего учебного года.

Существует множество методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у подростков и детей, но их выбор должен быть строго индивидуальным. Врачи часто рекомендуют начинать медикаментозную терапию, и фактически, после приема лекарства от синдрома дефицита внимания у большинства детей с СДВГ улучшается гиперактивное поведение и когнитивные функции. Но из-за сложности контроля дозировки и побочных эффектов у них начинают возникать другие проблемы: ухудшается рост костей, появляются неприятные симптомы и т.д. Это говорит о том, что подбирать лечение должен только грамотный и очень опытный врач. А если препараты не подходят, необходимо лечить синдром дефицита внимания другим методом.

Что делать, если вы не хотите давать ребенку лекарство? Как лечится синдром дефицита внимания? Помимо медикаментозной терапии есть и другие действенные методы.

Физиотерапия. 

Физиотерапия. 

Магнитотерапия - транскраниальная микротоковая стимуляция мозга помогает улучшить симптомы СДВГ и стимулирует выработку нейротрансмиттеров и гормонов, таких как эндорфины и холин. Эти гормоны участвуют в регуляции физической и умственной активности. После нескольких сеансов терапии микротоковыми стимуляторами у детей улучшаются симптомы гиперактивности, исчезают перепады настроения, раздражительность и другие симптомы.

Физкультура. 

Физкультура. 

Как указано выше, было установлено, что большинство людей страдают СДВГ из-за дисфункции мозжечка. Лечебная физкультура направлена непосредственно на детей с задержкой развития мозжечка, стимулирует активацию мозжечка, что улучшает восприятие, внимание, координацию движений и так далее. Постоянно выполняя упражнения, вы можете добиться стойких результатов благодаря физиологическим возможностям мозга - нейропластичности клеток мозга.

Дисциплина. 

Дисциплина. Как это ни парадоксально, строгие поведенческие границы - одно из лучших средств лечения СДВГ. Любая деятельность с железной дисциплиной - боевые искусства или балет, фигурное катание, гимнастика - становится спасательным кругом для детей с синдромом дефицита внимания. Это связано с большими нагрузками и необходимостью использования сложных двигательных навыков. В результате развиваются моторика, чувство равновесия и выбора времени, оценка последствий, навыки исправления ошибок и мышечная координация, исчезает депрессия.

Аэробные упражнение

Любое аэробное упражнение (дыхание) очень эффективно: оно стимулирует когнитивные способности мозга, развивает мышление, формирует новые стратегии и действия. Учителя выяснили, что активный образ жизни - самый эффективный способ справиться с синдромом дефицита внимания у детей дошкольного и школьного возраста. Получив интересный урок и адекватную нагрузку, школьники могут часами сидеть, не покидая рабочего места.

Поведенческая терапия. 

Поведенческая терапия. Он играет важную роль в улучшении поведения детей. Самоуправление, тайм-менеджмент и другие аспекты поведенческого контроля работают лучше всего. Если препарат вводится без поведенческой терапии, эффекты быстро прекратятся, как только действие препарата СДВГ прекратится.

Нейрофизиологический тренинг. 

Нейрофизиологический тренинг. 

Чтобы улучшить нервную активность у детей с СДВГ, а СДВГ является неврологическим заболеванием, необходимо выявить дефект нейронального ответа. Нейрофизиологический тренинг направлен на устранение дефектов развития нервной системы с точки зрения реакции. Определенные эффекты могут вызывать реакцию, стимулируя точность и отзывчивость мозга. Особенно эффективна высокочастотная музыкальная терапия (применяется в Японии.

Кроме того, нетрадиционные методы, такие как китайская медицина, иглоукалывание, массаж и другие процедуры, способствуют развитию мозговой активности.

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция: этот метод был протестирован в Японии на детях с аутизмом и дал отличные результаты. При аутизме нарушаются функции мозга ребенка. Причины этой патологии еще до конца не изучены, но у аутичных детей наблюдается множество нежелательных явлений сенсорного поведения, например, тактильное обучение для них необычно. Но в то же время их мозг может получать сенсорную информацию. Система биологической обратной связи применяет принципы оперантного кондиционирования. Сенсорная интеграция включает в себя передачу в мозг сигналов, улучшающих память и мышление.

Лекарства для лечения СДВГ

Атомоксетина гидрохлорид - эффективное лекарство, специально разработанное для лечения СДВГ. Его основной механизм действия связан с блокадой обратного захвата норадреналина, что сопровождается усилением синаптической передачи с участием норадреналина в различных структурах мозга. Атомоксетин благотворно влияет на поведенческие особенности детей и подростков с СДВГ, его положительный эффект обычно проявляется уже в начале лечения, но эффект продолжает расти в течение месяца непрерывного применения препарата. Преимущество атомоксетина - его эффективность в случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, тиками, энурезом. У препарата множество побочных эффектов, поэтому прием проходит строго под контролем врача.

Российские специалисты по лечению СДВГ традиционно используют препараты ноотропного ряда (фенибут, семакс и др.). Ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на когнитивные функции, недостаточно сформированные у детей этой группы (внимание, память, организованность, программирование) и контроль умственной деятельности, языка, практики)... Эти препараты положительно влияют на обменные процессы в центральной нервной системе и способствуют созреванию тормозной и регуляторной систем мозга.

Еще одна область лечения СДВГ - нейтрализация нейротоксичных веществ, попадающих в организм ребенка с пищей и водой (свинец, пестициды, полигалогеналкилы, пищевые красители, консерванты). В то же время в рацион входят необходимые питательные микроэлементы, которые помогают уменьшить симптомы СДВГ: витамины и витаминоподобные вещества (омега-3 ПНЖК, фолиевая кислота, карнитин), а также основные макро- и микроэлементы (магний, цинк, железо).

Среди микронутриентов с доказанным клиническим эффектом при СДВГ следует указать добавки магния. Дефицит магния обнаруживается у 70% детей с СДВГ.

Магний - важный элемент, участвующий в поддержании баланса процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Пиридоксин (витамин B6) участвует в метаболизме белков, углеводов, жирных кислот, в синтезе нейромедиаторов и многих ферментов, оказывает нейро-, кардио-, гепатотропное, а также кроветворное действие, способствует восстановлению энергетических ресурсов. При лечении СДВГ используются только органические соли магния, что связано с высокой биодоступностью органических солей и отсутствием побочных эффектов при применении у детей. Применение пидолата магния с пиридоксином в растворе (форма флакона Magne B6 (Sanofi-Aventis, Франция) разрешено с 1 года.

Советы родителям

1. Составьте четкую и понятную схему дня и понаблюдайте за ней вместе с ребенком: это необходимо, затем необходимо, здесь компромиссы неуместны. Добивайтесь результатов с твердостью, последовательностью и спокойствием. Дайте ребенку возможность почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить его работу или домашнее задание. Не оправдает ожиданий: не ругайте, а помогайте.

2. По возможности не ходите с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление - перевозбуждение. Очень уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не произошло, нужно давать ему небольшой отдых каждые 20 минут занятий. Также урок можно разбить на отдельные задания, чтобы вы могли выполнить их до конца. Вы должны быть готовы к тому, что в первые классы школы вам придется делать уроки вместе с ребенком. Тебе не нужно спрашивать. Ваша задача - убедиться, что ученик выполнил задание и не отвлекся. Хорошо сказать задачу вслух, думая, как найти решение этой проблемы. При необходимости наймите учителя, который вам поможет.

4. Найдите повод хвалить ребенка даже за самую маленькую победу. Это придаст ему сил и уверенности в себе.

Лечебное питание и фитотерапия

В идеале диета с СДВГ должна помочь мозгу лучше функционировать и уменьшить симптомы расстройства, такие как беспокойство и неспособность сосредоточиться. Многое зависит от питания. В одних случаях это может даже вызвать развитие синдрома, а в других - усугубить течение болезни. Однако нельзя полностью полагаться на диетическое лечение, как пишут ученые из Института питания при университетской больнице Гиссена: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, конечно, связано с комплексом причин, которые могут привести к развитию гиперкинетического синдрома».

Гипоаллергенные диеты. Schnoll R et al. (2003) считают, что пищевые привычки при лечении СДВГ являются «часто упускаемым из виду, но важным» аспектом. Есть основания рассматривать пищевую аллергию как потенциальную причину гиперактивности. В 1980-х годах было показано, что гипоаллергенные диеты с исключением потенциально аллергенных цельных продуктов не только улучшают симптомы СДВГ, но также улучшают настроение и уменьшают аллергические симптомы. Кроме того, наблюдаемые пациенты показали улучшение других симптомов (головная боль, мигрень, синдром раздраженного кишечника, укачивание), что предполагает иммунологический компонент действия гипоаллергенных диет.

Диета Feingold с низким содержанием салицилатов основана на принципе максимального исключения из рациона продуктов с пищевыми добавками, синтетическими пищевыми красителями, сахаром и искусственными подсластителями. Исключаются продукты, содержащие натуральные салицилаты (яблоки, абрикосы, вишня, ежевика, малина, клубника, крыжовник, виноград и изюм, апельсины и другие цитрусовые, нектарины, сливы, огурцы, помидоры, грецкие орехи и т.д.). Рекомендуется избегать продуктов и блюд, содержащих искусственные ароматизаторы и красители (мороженое, маргарин, техническая мука (кроме хлеба), сладости, карамель, жевательная резинка, гвоздика, джемы, желе, колбасы и копченые колбасы и т.д). Искусственные красители эритрозин и апельсиновый тартрацин содержится в некоторых видах соков, соусов, газированных напитков и т д.). Также исключены напитки, содержащие кофеин и чай. Диета Фейнгольда с низким содержанием салицилатов сопровождается ограниченным потреблением витамина С (требуется коррекция).

Сахар: потребление сахара (сахарозы) и продуктов, богатых сахаром, может вызвать СДВГ, о чем ранее сообщали Krummel DA et al. (1996). Сейчас доказано, что сахар может быть как опасным, так и совершенно безвредным. Например, если использовать его с белками, никаких нарушений не последует, а если с крахмалом (как в тесте), он может вызвать поведенческие нарушения даже у спокойных детей.

Вредный сахар. Некоторые сахара быстро всасываются и попадают в кровоток. Сразу за этим следует «взрыв» энергии; однако сахар в крови также помогает быстро высвобождать гормон инсулин, который снижает уровень сахара в крови ребенка. Когда этот уровень низкий, ребенок может стать сварливым, отчужденным или нетерпеливым. Компенсируя низкий уровень сахара в крови, организм вырабатывает гормоны стресса, которые оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на организм. Благодаря им снова повышается уровень сахара в крови - из-за выброса хранящегося в печени сахара - но в то же время эти гормоны могут сотрясать весь организм, в результате чего ребенок будет чувствовать беспокойство, гиперактивность и раздражительность. Слишком много сахара - это также риск того, что ребенок не сможет сконцентрироваться или даже почувствует сонливость.

Однако сахар имеет разные названия и содержится во многих продуктах. Глюкоза, сахароза, декстроза, сахарный песок, тростниковый сахар. Это сахар, из которого получаются сладкие и вкусные конфеты, глазурь, кетчуп, газированные напитки, многие зерновые продукты, замороженные блюда и т.д. Если вы внимательно прочитаете этикетки, вы, вероятно, обнаружите, что присутствуют продукты, в которых присутствует значительное количество сахаров более чем одного названия, и это, конечно, увеличивает силу их энергетического «воздействия». Хотя эти сахара являются быстро высвобождающимся источником энергии, считается, что продукты, содержащие эти сахара, вызывают резкие колебания настроения и поведения у детей.

Сахара, улучшающие поведение. Наиболее усвояемыми сахарами являются фруктоза, содержащаяся во фруктах и меде, и лактоза, присутствующая в молочных продуктах. Эти сахара не так быстро попадают в кровоток, но надолго обеспечивают ребенка энергией. Они не вызывают гормонального скачка, как описанные выше поведенческие сахара.

Сахар для отличного поведения. Еще есть разновидность сахара - сложные углеводы. Их еще называют «крахмалы». Эти сахара имеют молекулы с крупной цепью и долго расщепляются во время пищеварения. Это своего рода капсула с длительным высвобождением энергии. Углеводы дают нам постепенно увеличивающуюся и длительную энергию; углеводы не вызывают эксцентричного поведения. К ним относятся хлеб и крекеры (лучше всего из цельнозерновой муки), несладкие злаки, макаронные изделия, бобовые и картофель.

Витаминотерапия - незаменимый элемент в лечении СДВГ (профилактика состояний авитаминоза, коррекция когнитивных нарушений).

Тиамин (витамин B1) играет главную роль в метаболизме углеводов: чем выше уровень потребления углеводов, тем выше потребность в тиамине. Дефицит витамина B1 ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость и снижает физическую и умственную работоспособность. Отсутствие или значительный дефицит тиамина приводит к развитию серьезных заболеваний нервной системы.

Витамин B1 содержится во многих продуктах, включая дрожжи и хлебный квас. Его также много в злаках и бобовых. Он содержится в основном в зародышах зерна и его оболочках (отрубях). При получении очень качественной муки отруби удаляются, что приводит к значительному снижению содержащегося в ней тиамина. Этим витамином богаты соевые бобы, гречневая и ячменная крупы, кукуруза и другие продукты. Среди продуктов животного происхождения больше всего тиамина содержится в печени и нежирной свинине (например, в свинине содержится в восемь раз больше, чем в говядине и в шесть раз больше, чем в баранине), почках и сердце.

Тепловая обработка пищи не приводит к значительному разрушению тиамина, особенно в кислой среде.

Рибофлавин (витамин В2) участвует в процессах роста, в метаболизме белков, жиров и углеводов. Он регулирует состояние центральной нервной системы, влияет на обменные процессы в роговице, хрусталике и сетчатке глаза, обеспечивает зрение света и цветов. Рибофлавин попадает в организм с пищей. При дефиците этого витамина появляются сухие губы, на них вертикальные трещины и шрамы, трещины и струпья в уголках рта, выпадение волос, конъюнктивит и блефарит.

Основными источниками витамина В2 являются яйца, сыр, молоко, мясо, а также крупы и бобовые: арахис, соя, чечевица, горох. В дрожжах и молоке много рибофлавина. Ферментация молока при производстве ряженки, айрана, йогурта значительно увеличивает содержание этого витамина; Другими словами, молочнокислые бактерии способны его синтезировать. Источниками рибофлавина также могут быть груши, персики, помидоры, морковь, свекла, цветная капуста, шпинат.

Витамин В2 очень чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому его препараты (порошки, таблетки) и продукты, богатые им, хранят в защищенном от солнца месте.

Никотиновая кислота (витамин PP, ниацин, витамин B3) участвует в реакциях клеточного дыхания, белкового обмена и увеличивает использование растительных белков в организме, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, функцию печени, улучшает секрецию и состав панкреатического сока. Основные источники ниацина - это птица, говядина, телятина, печень, почки. Витамином В3 очень богаты дрожжи, рисовые отруби, зародыши пшеницы. В других растительных продуктах, особенно в кукурузе и злаках, никотиновая кислота содержится в связанной и неусвояемой форме.

Витамин B3 - один из самых стойких с точки зрения хранения и приготовления пищи. Воздействие высоких температур, варка и жарка практически не влияют на его содержание в продукте. Устойчив к воздействию света, кислорода, воздуха, щелочи.

Пиридоксин (витамин B6) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в обмене азота. Дефицит витамина B6 вызывает задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, анемию и повышенную возбудимость у маленьких детей. Пиридоксин в очень малых количествах содержится во многих пищевых продуктах: сухих пивных дрожжах, пшеничных отрубях, ячмене, просе, кукурузе, горохе, картофеле, моркови, свекле, говядине, курице, говяжьей печени, телятине, свинине, баранине, яйцах, коровьем молоке, так далее. У здоровых людей, как правило, редко встречается дефицит витамина B6, так как кишечные бактерии формируют его в достаточном количестве.

Пантотеновая кислота (витамин B5) оказывает нормализующее действие на нервную систему, функцию надпочечников и щитовидной железы. Исключительно широко распространен в природе. Обнаружение его в значительных количествах в различных тканях растений и животных также определило его название: пантотеновый - от греческого «вездесущий».

Фолиевая кислота (витамин B9) участвует в метаболизме и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нуклеиновых кислот, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина B12. Наиболее богаты фолиевой кислотой печень, побеги и зеленые листья растений, особенно салаты. Фолиевая кислота легко разрушается при приготовлении пищи.

Цианокобаламин (витамин B12) относится к веществам с высокой биологической активностью. Этот витамин нужен всем животным организмам. Участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, кроветворении и т.д. Этот витамин попадает в организм с пищей и, кроме того, синтезируется кишечными микроорганизмами. Основным источником цианокобаламина являются продукты животного происхождения, особенно говяжья печень.

Микроэлементы.

Магний - один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности. Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессом, снижает чрезмерную возбудимость. Ежедневно здоровому человеку необходимо 300 мг магния: 6 г грецких орехов и 3 куска черного (ржаного) хлеба. Овощи, мясо, сыр, различные орехи, мак, соя, жареная гречка также содержат магний.

Цинк содержится в мясе, печени, морской рыбе, молоке, яйцах.

Железо содержится в печени (особенно свинине), петрушке, мозге, яичном желтке, белых грибах и других продуктах. Железо, содержащееся в овощах и фруктах (персики, яблоки, шпинат и др.). Отличается высокой усвояемостью.

Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6) Они не синтезируются в организме человека и животных (иногда их называют витамином F) и образуют группу так называемых незаменимых жирных кислот, то есть жизненно важных для человека. Важнейшим биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве обязательного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервных волокон, соединительной ткани). Группа, содержащая максимальное количество биологически активных кислот, - это растительные масла (подсолнечное, соевое, кукурузное и др.). Менее насыщенная группа: сало, гусиный и куриный жир; еще менее насыщенные - жир баранины и говядины, а также сливочное и другие молочные масла.

Успокаивающие травы:

  • Ромашка римская (Chamaemelumnobile)
  • Кавакава (Pipermethysticum)
  • Корень валерианы (Valerianofficinalis)
  • Мелисса (Melissaofficinalis)
  • Пассифлора (Passifloraincarnata)

Другие травы, традиционно входящие в состав лечебных трав от СДВГ, включают:

  • Пикногенол: антиоксидантный биофлавоноид, получаемый из коры хвойных деревьев (сосны)
  • Гинкго (Gingkobiloba): эта трава используется врачами в Европе при нарушениях кровообращения и памяти
  • Американский женьшень (Panaxquinquefolium) и гинкго: исследования показали, что гинкго в сочетании с женьшенем может уменьшить симптомы СДВГ.

Нужна помощь врача? Звоните: (812) 909-16-68

Позвоните в клинику  или закажите обратный звонок, чтобы записаться на консультацию специалиста для получения помощи уже сегодня.