Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, дом 28, кор. 2

+7 (812) 909-16-88

Олигофрения лечение

Умственная отсталость - это состояние, вызванное врожденным или ранним приобретенным недоразвитием психики с выраженным недостатком интеллекта, что делает адекватное социальное функционирование человека трудным или совершенно невозможным.

Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии за последние два десятилетия, вошел в международные классификации психических заболеваний и национальные классификации многих стран, заменив термин «умственная отсталость», который долгое время был распространен в нашей стране страна и некоторые другие страны мира.

Термин «умственная отсталость» в 1915 г был введен Э. Крепелином как синоним понятия «общая задержка умственного развития» (Allgemeine mentalishe Entwicklungshemmung). Указывая на клиническое единство олигофрении как аномалии развития не только мозга, но и всего организма, Э. Крепелин указывал, что, несмотря на схожесть внешних проявлений, олигофрения представляет собой «неоднородную смесь» болезненных форм очень разного происхождения. Термин «олигофрения» («слабоумие»), введенный Э. Крепелиным, также имел в виду отличить обозначенное им врожденное слабоумие от приобретенного слабоумия - слабоумия.

В настоящее время, помимо термина «умственная отсталость», используются и другие обозначения рассматриваемых состояний: «умственная отсталость», «умственная отсталость» (субнормальность) (психическая субнормальность), «психический дефект» (умственный дефект) », умственная отсталость ». Нетрудно заметить, что перечисленные концепции подчеркивают ту или иную характеристику умственной отсталости - от указания на недоразвитие мозга до неспособности к обучению (последний термин). Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, поскольку оно относится практически ко всей категории пациентов с ранней умственной отсталостью, а не только к тем, у кого диагностирована олигофрения. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «умственная отсталость» используются как синонимы, хотя и не в полном смысле. Термин «олигофрения» используется в некоторых случаях и в этом руководстве, особенно при представлении работ авторов, использовавших его в своих исследованиях.

В МКБ-10 задержка умственного развития определяется как «состояние замедленного или неполного развития психики, которое в основном характеризуется нарушением способностей, которые проявляются в процессе созревания и обеспечивают общий уровень интеллекта, а именно когнитивного, языковые, моторные и социальные характеристики».

Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости, в нем по сравнению с нормальным развитием всегда отмечаются два момента: раннее начало умственной отсталости и нарушение адаптивного поведения.

Степени олигофрении

  • Легкая умственная отсталость. Внешне эти люди могут ничем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают трудности с обучением из-за пониженной способности концентрироваться. В то же время память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них также достигают полной независимости в личном уходе и практических и домашних навыках, хотя развитие происходит намного медленнее, чем обычно. Основные трудности обычно возникают в сфере успеваемости. Однако для людей с легкой умственной отсталостью образование, направленное на развитие их навыков и проявление компенсаторных способностей, может оказать значительную помощь. В более благоприятных случаях легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее навыков не столько абстрактного мышления, сколько практической деятельности. Опыт показывает, что часто бывает трудно отличить симптомы умственной отсталости от социально-педагогического пренебрежения у детей, которые пережили травму потери кровных родителей, выросли в детских домах, подверглись насилию и жестокому обращению. При изменении условий жизни на более благоприятные эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии, и их диагноз может быть снят или пересмотрен.
  • Умеренная умственная отсталость. Люди с таким диагнозом способны чувствовать привязанность, различать похвалу и наказание, их можно обучить базовым навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, более простому счету. Образовательные программы могут дать им возможность развить свой ограниченный потенциал и приобрести некоторые базовые навыки. В зрелом возрасте люди с умеренной умственной отсталостью обычно способны выполнять простую практическую работу при тщательном построении задач и оказании квалифицированной поддержки. Полностью независимая жизнь достигается редко. Однако эти люди, как правило, полностью мобильны и физически активны, и большинство из них демонстрируют признаки социального развития, то есть способности устанавливать контакт, общаться с другими и участвовать в основных социальных действиях.
  • Тяжелая умственная отсталость. Люди с этим диагнозом могут частично овладеть языком и научиться базовым навыкам самопомощи. Словарь очень скудный, иногда он не превышает десяти-двадцати слов, мысль очень конкретна, хаотична и бессистемна. Практически все дети этой категории имеют тяжелые двигательные нарушения.
  • Глубокая умственная отсталость. У людей с глубоким поражением головного мозга очень часто нарушаются структуры внутренних органов. Их речь не развивается - она полностью нарушена. С раннего детства очевидна задержка их развития, дети начинают поздно сидеть и держать голову. При тяжелой умственной отсталости дети малоподвижны. При таком диагнозе на первое место уходят врачебная помощь ребенку, услуги социальной няни.

Цены на услуги

УслугиЦены (руб.)
Консультация психиатра/психотерапевта (первичный прием прием 1 час)
3500
 Консультация психиатра/психотерапевта (повторный прием 20 мин. / 50 минут)

 2000 / 3500

Консультация психотерапевта (повторный прием 30 мин/ 1 час)
2000/ 3000
Консультация психиатра (первичный)
3000
Консультация психиатра (повторный прием 20 мин. / 50 минут)
2000 / 3000
Консультация психолога (первично/повторно)
2500
Консультация нарколога
1400
Консультация терапевта (первично/повторно)
1500 / 1300

Консультация врача психиатра, психотерапевта на дому

(включает приезд на дом к пациенту, консультация, выписка рецепта, рекомендации по лечению)

6000
Справка на работу от психиатра / нарколога
1000

Причины развития олигофрении

Некоторые из причин замедленной умственной отсталости можно предотвратить с помощью надлежащей медицинской помощи. Дети с умственной отсталостью наиболее успешно лечатся в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка умственная отсталость, обратитесь к врачу.

Было обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие из них до сих пор неизвестны. Наиболее распространены:

1. Инфекции при беременности:

  • ВИЧ;
  • Токсоплазмоз;
  • Простой герпес;
  • Краснуха;
  • Сифилис;
  • ЦМВ-инфекция;

2. Поведенческие проблемы во время беременности:

  • Курить;
  • Употребление лекарств, наркотиков или алкоголя, влияющих на развитие плода;
  • Недоедание;
  • Подверженность определенным заболеваниям или инфекциям во время беременности

3. Проблемы при рождении:

  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
  • Малыш не получает достаточно кислорода во время родов;
  • Травма малыша при родах;

4. Факторы в детстве:

  • Недостаток питания;
  • Заболевания или инфекции, поражающие головной мозг: менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
  • Воздействие свинца, ртути и других токсинов
  • Травма головы или утопление
  • Социальные факторы.

Лицензии и сертификаты клиники 

Врачи клиники

Балабан Игорь Вячеславович
Психиатр-нарколог, гипнотерапевт
Уразметов Александр Аркадьевич
Психиатр-психотерапевт
Чумакова Елена Владимировна
Врач невролог, врач функциональной диагностики.
Передуева Виктория Евгеньевна
Врач психиатр-психотерапевт
Змазнева Екатерина Алексеевна
Психолог, психотерапевт

Симптомы олигофрении

Следует понимать, что ЭЭ - это не просто состояние интеллектуальной слабости. Это комплекс психических патологий, в который входят:

  • недоразвитие в эмоционально-волевой сфере - эмоциональная лабильность, агрессия, гипобулия (снижение силы воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другие;
  • отсутствие абстрактного мышления - конкретизация, неумение обобщать;
  • нарушение внимания и памяти - повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;
  • проблемы с речью;
  • трудности в обучении;
  • проблемы социализации.

Часто у пациентов с особенно тяжелой формой ID наблюдаются сопутствующие психотические симптомы, депрессивные расстройства, судороги и симптомы, подобные неврозу.

Конечно, основным критерием постановки диагноза является уровень интеллекта (определяется, например, с помощью теста IQ или теста Векслера), но важно оценить развитие всех сторон психики ребенка (с помощью ГНОМ) тест, диагностика нервно-психического развития детей, разработанный К.Л. Печора, Е.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной).

Диагностика болезни

Лабораторное исследование:

  • исследование по выявленным признакам (стигма дисонтогенеза) хромосомных и генных дефектов, связанных с умственной отсталостью.
  • KLA - лейкопения, лейкоцитоз, лимфоцитоз, анемия.
  • ОАМ - лейкоцитоз, белки, эритроциты, бактерии.
  • биохимический анализ крови - билирубин, АЛТ, АСТ;
  • ПЦР - мазок из носа и горла на патогенную флору;
  • ИФА для выявления кори, менингита, цитомегаловируса, герпеса и других вирусов, влияющих на образование ОЕ.

Инструментальные исследования:

  • Мониторинг ЭЭГ, Эхо-ЭЭГ - при наличии припадков в анамнезе;
  • Р-почерк черепа - при подозрении на токсоплазмоз; после перенесенного cmt; при микроцефалии и гидроцефалии и других показаниях.
  • КТ, МРТ, ПЭТ - при подозрении на объемный процесс в головном мозге, при атрофии коры головного мозга и других показаниях;
  • Допплерография сосудов головы и шеи, РЭГ - при признаках гипертонии спинномозговой жидкости, аневризмы головного мозга;
  • аудиограмма - при подозрении на потерю слуха или глухоту.

Показания к консультации специалиста:

  • Консультация генетика - проверка генетической или хромосомной патологии;
  • консультация детского невропатолога, невропатолога - для выявления органической патологии со стороны нервной системы, классификации пароксизмальных состояний, рекомендаций по противосудорожной терапии;
  • консультация логопеда - для диагностики уровня языкового развития;
  • консультация медицинского психолога (РПИ) - определение коэффициента умственной отсталости; выявление особенностей мыслительной деятельности (снижение уровня обобщенности и конкретности мышления), изучение уровня развития эмоционально-волевой сферы и др с помощью стандартизированных тестов в зависимости от возраста ребенка;
  • консультация дефектолога - определение степени интеллектуального дефекта и разработка индивидуальной программы тренировок;
  • консультация аудиолога - проверка слуха;
  • консультация эндокринолога - при избыточной массе тела, ЧМР;
  • прочие узкие специалисты - по показаниям.

Олигофрения у детей

Эта патология у детей проявляется в виде незаинтересованности в познании окружающего мира, отсутствия большей части эмоций от вещей, волнующих других детей, а также в глубокой оригинальности их внутреннего мира. В детстве олигофрения еще позволяет развиваться, но этот процесс идет гораздо медленнее, чем у сверстников, и сопровождается некоторыми отклонениями.

После того, как ребенок формирует речь, риск развития олигофрении значительно снижается, но может начать прогрессировать другая ее форма - слабоумие. В этом случае нарушение интеллектуального развития становится необратимым, поскольку с его прогрессированием психика человека полностью распадается.

Из этого правила есть только одно исключение. Он заключается в том, что задержка умственного развития сопровождается психическим заболеванием, которое только успокаивает этот эффект. Развитие этих детей очень часто идет в совершенно неблагоприятном направлении.

Признаками умственной отсталости у детей является слабый интерес к окружающим предметам. Например, дети не хотят брать игрушки или не хотят с ними играть. Этот интерес появляется только в 3-летнем возрасте. Дети, у которых диагностирована умственная отсталость, если они не учатся у специалистов-дефектологов даже в конце дошкольного периода, вместо рисования могут только хаотично и бесцельно почесать карандаш.

Детям-олигофренам обычно свойственно непроизвольное запоминание любого предмета или события. Чем больше впечатлений они произведут, тем больше останутся в памяти ребенка. Произвольное запоминание начинает формироваться только в начале школьного возраста. Олигофреникам свойственны нестабильность чувств, эмоциональная незрелость, ограниченный спектр переживаний, крайности в проявлении таких эмоций, как веселье, радость или боль. Они зависимы, безынициативны и импульсивны.

Рекомендации родителям

Основные медицинские рекомендации для родителей умственно отсталых детей:

  • Вовремя обратитесь за медицинской помощью и выясните причину и степень прогрессирования умственной отсталости.
  • Регулярно проводите с таким ребенком обучающие и развивающие занятия. Коррекцию поведенческих отклонений можно провести у специального детского психолога.
  • Старайтесь не изолировать своего ребенка от сверстников и взрослых, несмотря на все переживания.
  • Социальная адаптация умственно отсталых детей должна стать основой обучения и воспитания. Только достижение самостоятельности в повседневной жизни, основы речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволят в зрелом возрасте быть полноправным членом общества и не нуждаться в посторонней помощи.
  • Не стоит переоценивать ожидаемые результаты для этих детей. Часто личные качества и обостренное чувство собственной неполноценности и опыт неудач сводят на нет все достижения. С другой стороны, нет необходимости потакать детской лени или останавливаться на, казалось бы, приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению: родители понимают желания ребенка искаженными звуками или словами, но этого недостаточно для социальной адаптации и общения с другими людьми.

Лечение олигофрении

Коррекция детей с легкой умственной отсталостью строится по основному дефекту (связанному с нарушением работы различных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатическим поведением и т.д.) и по разным направлениям:

1. Нейрокорректирующая помощь. Грамотно составленная программа, учитывающая нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны, «ресурсные» стороны, может помочь в развитии:

  • двигательные и координационные навыки, мелкая моторика;
  • развитие устойчивых межполушарных связей, увеличение скорости обработки сенсорной информации;
  • зрительно-моторная координация, зрительно-моторное общение, укрепление глазных мышц и наблюдение за движениями глаз (особенно важно для тренировки навыков письма и чтения);
  • расширение зрительных полей, формирование пространственного восприятия, развитие функций мышления, необходимых для усвоения математики, умение строить логические и грамматические конструкции, связную речь;
  • развитие саморегуляции, произвола, внимания, снижение истощения;
  • формирование возможностей «обуздать» нежелательное поведение;
  • улучшить восприятие невербальных шумов, непосредственно речи, способность различать ритмично-временные закономерности: т.е слуховое восприятие.

2. Специализированная программа для детского сада и школы. Дети с легкой умственной отсталостью способны усваивать специальные программы, основанные на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в медленном темпе, а также на умении овладевать простыми рабочими навыками.

3. Кроме того, может потребоваться помощь дефектолога (развитие социальных навыков, самообслуживания, мышления), логопеда, невролога.

Нужна помощь врача? Звоните: (812) 909-16-68

Позвоните в клинику «МедФорт» или закажите обратный звонок, чтобы записаться на консультацию специалиста для получения помощи уже сегодня.

Литература

  1. Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2009. 320 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
  3. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1987.
  4. Брунер Дж., Олвер Р., Гринфильд П. Исследования развития познавательной деятельности. М., 1971.
  5. Бурчинский С. Г. Современные ноотропные средства // Журнал практического врача. 1996, № 5, с. 42–45.
  6. Бурчинський С. Г. Старіння мозку та вікова патологія: від фармакології — до фармакотерапії // Вісник фармакології і фармації. 2002, № 1, с. 12–17.
  7. Воронина Т. А., Середенин С. Б. Ноотропные препараты, достижения и перспективы // Экспериментальная и клиническая фармакология. 1998, № 4, с. 3–9.
  8. Воронина Т. А. Роль синаптической передачи в процессах памяти, нейродегенерации и механизме действия и нейротропных препаратов // Экспериментальная и клиническая фармакология. 2003, № 2, с. 10–14.
  9. Дольсе А. Обзор экспериментальных исследований по Энцефаболу (пиритинолу). В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 43–48.
  10. Заваденко Н. Н. Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога. М., 2003, 23 с.
  11. Зозуля Т. В., Грачева Т. В. Динамика и прогноз заболеваемости психическими расстройствами лиц старшего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии. 2001, т. 101, № 3, с. 37–41.
  12. Ковалев Г. В. Ноотропные средства. Волгоград, Нижне-Волжское кн. изд., 1990, 368 с.
  13. Крыжановский Г. Н. Дизрегуляционная патология // Дизрегуляционная патология. 2002, с. 18–78.
  14. Лебедева Н. В. Энцефабол и его аналоги в лечении неврологических заболеваний. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 27–31.
  15. Лебедева Н. В., Кистенев В. А., Козлова Е. Н. и др. Энцефабол в комплексном лечении больных с цереброваскулярными заболеваниями. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 14–18.
  16. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  17. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с.
  18. Маркова Е. Д., Инсаров Н. Г., Гурская Н. З. и др. Роль Энцефабола в лечении экстрапирамидных и мозжечковых синдромов наследственной этиологии. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001., с. 23–26.
  19. Маслова О. И. Тактика реабилитации детей с задержками нервно-психического развития. Русский медицинский журнал. 2000, т. 8, № 18, с. 746–748.
  20. Маслова О. И., Студеникин В. М., Балканская С. В. и др. Когнитивная неврология // Российский педиатрический журнал. 2000, № 5, с. 40–41.
  21. Мнухин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей. Л., 1968.
  22. Ноткина Н. А. и соавт. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2008. 32 с.
  23. Петелин Л. С., Шток В. Н., Пигаров В. А. Энцефабол в неврологической клинике // Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 7–11.
  24. Пшенникова М. Г. Стресс: регуляторные системы и устойчивость к стрессорным повреждениям // Дизрегуляционная патология. 2002, с. 307–328.
  25. Старение мозга / Под ред. В. В. Фролькиса. Л., Наука, 1991, 277 с.
  26. Amaducci L., Angst J., Bech O. et al. Consensus conference on the methodology of clinical trial of «Nootropics» // Pharmacopsychiatry. 1990, v. 23, p. 171–175.
  27. Almquist & Wiksell. Sientific studies in mild mental retardation: Epidemiology; a. prevention: Proc. of the 2 nd Europ. symp. on scientific studies in Mental Retardation, U Sweden, June 24–26, 1999. — 240 p.
  28. Bartus R., Deen O., Beer T. Cholinergic hypotheses of memory dysfunction // Science. 1982, v. 217, p. 408–417.