Аутизм - это расстройство, возникающее в результате нарушения развития мозга и характеризующееся серьезным и повсеместным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все эти признаки появляются до трехлетнего возраста. Подобные состояния с более легкими признаками и симптомами называются расстройствами аутистического спектра.
Симптомы расстройства аутистического спектра представлены тремя основными группами («триадой расстройств»): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере общения и в сфере воображения.
Более сложные стереотипные действия могут включать в себя расположение элементов в линии, сортировку элементов по цвету или размеру, сбор большого количества элементов.
Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: обязательство следовать одним и тем же путем к определенным местам, соблюдение определенного ритуала отхода ко сну, желание задать определенные вопросы несколько раз и получить ответы в той же форме. Часто возникают непродуктивные однообразные интересы: чрезмерное увлечение какими-то мультфильмами, книгами на определенную тему, расписаниями транспорта.
Помимо основных признаков аутизма, есть и другие, которые не всегда могут быть: отсутствие зрительного контакта, нарушение моторики, поведенческие нарушения, необычные реакции на внешние раздражители (сенсорная перегрузка от большого количества раздражителей, например, в центрах коммерческий), селективность питания. Вашему ребенку могут не нравиться обычные домашние запахи, особенно бытовые химические вещества, а музыка может раздражать.
Реже встречаются аффективные расстройства (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и невротические состояния.
Существуют разные классификации РАС, и расставание часто происходит по совершенно разным причинам, что, конечно, может доставить некоторые неудобства человеку, изначально мало разбирающемуся в медицине или психологии; поэтому наиболее основные и часто встречающиеся на практике типы РАС будут выделены ниже: - Синдром Каннера (аутизм в раннем детстве) - характеризуется «триадой» основных расстройств: трудности в установлении контакта с внешним миром, стереотипное поведение, а также задержка или нарушение коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить состояние раннего появления этих симптомов (примерно до 2,5 лет)
Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени экранирования от внешнего мира:
Синдром Аспергера. Сформирован с рождения. У детей раннее начало языкового развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, нет нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: эти дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, они их не слушают, могут говорить за себя, в общении не держатся на расстоянии, они не умеют сопереживать другим людям.
Синдром Ретта. Его особенность заключается в том, что развитие ребенка до 1-1,5 лет протекает нормально, но затем вновь приобретенные языковые, двигательные и ролевые навыки испытуемого начинают распадаться. Типичными для этого состояния являются стереотипные и монотонные движения руки, растирание, сжатие, несмотря на то, что они не имеют цели. Самое редкое из представленных заболеваний, которое практически всегда встречается только у девочек.
Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3 лет. Для него характерны нарушения социального поведения, расстройства общения. В поведении присутствуют стереотипы (дети монотонно бегают по кругу, раскачиваются, стоя и сидя, касаются пальцами, пожимают руки). У этих детей расстройства пищевого поведения: они могут глотать пищу, не разжевывая. Их непонятная речь иногда может быть бессвязным набором слов. Бывают случаи, когда дети замирают на месте, как куклы.
Атипичный аутизм. Он отличается от аутизма возрастными проявлениями и отсутствием критерия из «триады» основных расстройств.
Услуги | Цены (руб.) |
---|---|
Консультация психиатра/психотерапевта (первичный прием прием 1 час) | 4000 |
Консультация психиатра/психотерапевта (повторный прием 20 мин. / 50 минут) | 2200 / 4000 |
Консультация невролога (первичный прием / повторный) | 1800/ 1500 |
Консультация психиатра (первичный) | 4000 |
Консультация психиатра (повторный прием 20 мин. / 50 минут) | 2200 / 4000 |
Консультация психолога 30 мин. / 60 минут (первично/повторно) | 2200 / 4000 |
Консультация нарколога 30 мин. / 60 минут (первично/повторно) | 2000 / 3000 |
Консультация терапевта (первично/повторно) | 1800 / 1500 |
Вызов терапевта на дом | 5000 |
Консультация врача психиатра, психотерапевта на дому (включает приезд на дом к пациенту, консультация, выписка рецепта, рекомендации по лечению) | 6000 |
Справка на работу от психиатра / нарколога | 1000 |
Нет точного понимания причин этого расстройства. Высказывались разные версии: от влияния ранней вакцинации до преклонного возраста отца или матери ребенка. Но подавляющее большинство информации, полученной в результате проведенных исследований, опровергает связь между РАС и вакцинацией.
Причины расстройств аутистического спектра включают генетические факторы и факторы окружающей среды. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не изучен, но врачи определили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.
Есть и другие причины РАС:
Расстройства аутизма чаще всего диагностируются у мальчиков - примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Определен конкретный список потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные бифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопных труб автомобилей. Но точная связь между этими веществами и развитием РАС пока не доказана.
Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основании клинических данных. В некоторых случаях достаточно собрать семейный анамнез, опросить родителей и проанализировать поведение ребенка: его способность наладить общение, поддерживать зрительный контакт и так далее
Обычно используются следующие диагностические инструменты:
Сами родители могут видеть в поведении своего ребенка проявления, характерные для аутичного расстройства. Однако некоторые симптомы можно заметить уже через 1 год. В первые месяцы жизни малыши малоподвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, наблюдается определенная скудность мимики.
В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот некоторые признаки, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:
Аутизм - это расстройство, которое нельзя полностью вылечить, однако, если своевременно начать комплексную терапию, можно уменьшить выраженность его симптомов.
Логопедическое лечение. Во время терапии особое внимание уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом и психологом. Их должны проводить специалисты, имеющие опыт взаимодействия с такими детьми, поскольку работа с аутизмом имеет свою специфику: необходимость адаптации ребенка к новым условиям, задействование всех анализаторов (тактильного, слухового, вкусового, зрительного, обонятельного) в работе, чтобы привлечь ребенка к деятельности для мотивации, выработав жест указания. Положительный результат достигается только при регулярных занятиях с включением всей семьи ребенка: родителей, братьев и сестер.
Среди современных подходов к корректирующим работам можно выделить следующие:
Таким же образом тренируются навыки игры, конструктивной деятельности, обучения, а также исправляется нежелательное поведение. Эффективность прикладного поведенческого анализа подтверждена научными исследованиями. Чем раньше вы начнете использовать метод (желательно с 3–4 лет), тем интенсивнее будут уроки (не менее 20–40 часов в неделю общей продолжительностью 1000 часов) и тем активнее будет включен метод в повседневной жизни (его используют родители дома и на прогулке, учителя в школе, воспитатели детского сада), тем эффективнее он будет работать.
Модель Денвера основана на методах ABA-терапии - комплексном подходе к детям с РАС в возрасте от 3 до 5 лет, обучая ребенка всем навыкам, необходимым для определенного возраста, что впоследствии позволяет ему значительно повысить его адаптивность.
Медикаментозная терапия обычно назначается в периоды обострения с учетом баланса пользы и риска, проводится под контролем врача. Лекарства могут уменьшить некоторые типы поведенческих проблем: гиперактивность, истерики, нарушения сна, беспокойство и аутоагрессию. Это может облегчить ребенку участие в семейной жизни, посещение общественных мест и учебу в школе. После достижения стойкой ремиссии препарат постепенно отменяют. Медикаментозное лечение применяется, когда другие методы лечения неэффективны.
Однако есть симптомы и проблемы, которые нельзя решить с помощью лекарств:
При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии), кроме психиатра, за ребенком должны наблюдаться невролог и педиатр.
Когнитивно-поведенческая терапия может помочь исправить РАС во взрослом возрасте. Конкретные методы лечения выбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также можно принимать рецептурные лекарства, чтобы уменьшить симптомы тревоги и депрессии, которые могут возникнуть при РАС. Лекарства подбирает психиатр индивидуально.
Вылечить аутизм известными методами невозможно. В то же время в детстве иногда возникает ремиссия, что приводит к отмене диагноза расстройства аутистического спектра; иногда бывает после реанимации, но не всегда. Точная скорость восстановления неизвестна; в неотобранных выборках детей с расстройствами аутистического спектра частота колеблется от 3% до 25%. Большинству детей с аутизмом не хватает социальной поддержки, прочных отношений с другими людьми, перспектив карьерного роста и чувства самоопределения. Хотя основные проблемы сохраняются, симптомы часто исчезают с возрастом.
Качественных исследований, посвященных долгосрочному прогнозированию, немного. Некоторые зрелые аутичные люди демонстрируют умеренные улучшения в общении, но большая часть этих навыков ухудшается; Нет исследования, которое анализировало бы состояние аутичных людей среднего возраста.
Развитие языковых навыков до шестилетнего возраста, IQ выше 50 и наличие необходимой профессии или навыков - это признаки, предсказывающие лучшую успеваемость в будущем; у человека с тяжелым аутизмом низкий шанс обрести независимость. В британском исследовании 2004 года, в котором участвовало 68 аутичных людей, которым был поставлен диагноз до 1980 года с IQ выше 50, только 12% достигли высокого уровня независимости во взрослом возрасте, 10% имели несколько друзей и были помолвлены. Большую часть времени, но для этого требовалось некоторая поддержка, 19% имели некоторую степень независимости, но, как правило, оставались дома и нуждались в значительной поддержке и ежедневном наблюдении, 46% нуждались в специализированной помощи при аутизме, большей поддержке и лишь небольшой автономии, а 12% нуждались в высокоорганизованной больничной помощи. Согласно шведским данным за 2005 год, в группе из 78 совпадающих аутичных взрослых без ограничений IQ результаты были хуже: например, только 4% жили независимой жизнью.
В канадской публикации анализ состояния 48 молодых людей с расстройствами аутистического спектра, диагностированными в дошкольном возрасте, выявил подгруппы с плохим (46%), умеренным (32%), хорошим (17%) и очень хорошим (4%) уровни; 56% из них хотя бы раз в жизни имели работу, в основном добровольную, адаптированную или неполный рабочий день.
Изменения в диагностической практике, а также возросшая доступность эффективных методов раннего вмешательства ставят под сомнение применимость вышеуказанных данных к детям, которым в настоящее время проводится диагностика.
Позвоните в клинику или закажите обратный звонок, чтобы записаться на консультацию специалиста для получения помощи уже сегодня.
Copyright © 2021 Клиника МедФорт.
Все права защищены.
г. Санкт-Петербург
ул. Новороссийская, д.28, кор.2
Режим работы: круглосуточно