Стационар

Круглосуточно

Клиника

09.00-21.00

+7 (812) 909-16-88

ул. Новороссийская, дом 28, кор. 2
Обратный звонок

Лечение расстройства аутистического спектра

Что такое расстройство аутистического спектра

Аутизм - это расстройство, возникающее в результате нарушения развития мозга и характеризующееся серьезным и повсеместным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все эти признаки появляются до трехлетнего возраста. Подобные состояния с более легкими признаками и симптомами называются расстройствами аутистического спектра.

 

Симптомы аутизма
  • Симптомы аутизма у детей
  • Симптомы аутизма у взрослых

Симптомы аутизма у детей

Симптомы расстройства аутистического спектра представлены тремя основными группами («триадой расстройств»): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере общения и в сфере воображения.

  • Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта по инициативе другого человека или контакт носит формальный характер.
  • Коммуникативные расстройства: представлены в вербальном и невербальном общении. Ребенку с аутизмом трудно привлечь внимание взрослых: он не использует указательный жест, вместо этого он ведет взрослого к интересующему объекту, манипулирует рукой, чтобы получить то, что он хочет. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой речевого развития. При этом заболевании отсутствует желание использовать речь как средство общения, нарушается понимание жестов, мимики и интонации голоса. В речи людей с аутизмом наблюдается отказ от личных местоимений, неологизмов (самостоятельно придуманных слов), а также нарушается грамматическая и фонетическая структура речи.
  • Нарушения в области воображения - эти знаки у аутичного человека проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на мелких незначительных деталях вместо восприятия всего предмета. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия, могут иметь самую разную природу: прикосновение или скручивание предметов, рукопожатие, раскачивание туловищем, прыжки, повторяющиеся удары, крик.

Более сложные стереотипные действия могут включать в себя расположение элементов в линии, сортировку элементов по цвету или размеру, сбор большого количества элементов.

Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: обязательство следовать одним и тем же путем к определенным местам, соблюдение определенного ритуала отхода ко сну, желание задать определенные вопросы несколько раз и получить ответы в той же форме. Часто возникают непродуктивные однообразные интересы: чрезмерное увлечение какими-то мультфильмами, книгами на определенную тему, расписаниями транспорта.

Помимо основных признаков аутизма, есть и другие, которые не всегда могут быть: отсутствие зрительного контакта, нарушение моторики, поведенческие нарушения, необычные реакции на внешние раздражители (сенсорная перегрузка от большого количества раздражителей, например, в центрах коммерческий), селективность питания. Вашему ребенку могут не нравиться обычные домашние запахи, особенно бытовые химические вещества, а музыка может раздражать.

Реже встречаются аффективные расстройства (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и невротические состояния.

 

Симптомы аутизма у взрослых:

  • плохо понимают, что думают или чувствуют другие;
  • с трудом заводить друзей;
  • может показаться другим людям грубым или бескорыстным
  • трудности с описанием своих чувств
  • вы воспринимаете вещи очень буквально, вы не очень хорошо понимаете сарказм;
  • вводящие в заблуждение социальные правила;
  • избегать попадания в глаза;
  • им не нравится, когда к ним прикасаются или подходят слишком близко;
  • замечать мелкие детали, узоры, запахи или звуки, на которые другие люди не обращают внимания
  • имеют больший интерес к узкоспециализированным исследованиям;
  • тщательно планируют дела, прежде чем начинать их.

Классификация РАС

Существуют разные классификации РАС, и расставание часто происходит по совершенно разным причинам, что, конечно, может доставить некоторые неудобства человеку, изначально мало разбирающемуся в медицине или психологии; поэтому наиболее основные и часто встречающиеся на практике типы РАС будут выделены ниже: - Синдром Каннера (аутизм в раннем детстве) - характеризуется «триадой» основных расстройств: трудности в установлении контакта с внешним миром, стереотипное поведение, а также задержка или нарушение коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить состояние раннего появления этих симптомов (примерно до 2,5 лет)

Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени экранирования от внешнего мира:

  1. Полная отрешенность от происходящего. Для этой группы характерно отсутствие речи и неспособность организовать ребенка (зрительный контакт, получение выполнения инструкций и заданий). При попытке взаимодействия с ребенком он проявляет максимальный дискомфорт и пониженную активность.
  2. Активное неприятие. Для нее характерен более активный контакт с окружающей средой, чем для первой группы. Такой отстраненности нет, но есть неприемлемая для ребенка часть мира. Ребенок проявляет избирательное поведение (в отношениях с людьми, в еде, в одежде)
  3. Взято из интересов аутистов. Для него характерно формирование переоцененных зависимостей (ребенок годами может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд этих детей направлен в лицо человеку, но они смотрят «сквозь» этого человека. Эти дети любят стереотипное воспроизведение индивидуальных впечатлений.
  4. Крайняя сложность в организации общения и взаимодействия. Аутизм в его самой легкой форме. Детям свойственна большая уязвимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С этими детьми можно смотреть в глаза

Синдром Аспергера. Сформирован с рождения. У детей раннее начало языкового развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, нет нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: эти дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, они их не слушают, могут говорить за себя, в общении не держатся на расстоянии, они не умеют сопереживать другим людям.

Синдром Ретта. Его особенность заключается в том, что развитие ребенка до 1-1,5 лет протекает нормально, но затем вновь приобретенные языковые, двигательные и ролевые навыки испытуемого начинают распадаться. Типичными для этого состояния являются стереотипные и монотонные движения руки, растирание, сжатие, несмотря на то, что они не имеют цели. Самое редкое из представленных заболеваний, которое практически всегда встречается только у девочек.

Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3 лет. Для него характерны нарушения социального поведения, расстройства общения. В поведении присутствуют стереотипы (дети монотонно бегают по кругу, раскачиваются, стоя и сидя, касаются пальцами, пожимают руки). У этих детей расстройства пищевого поведения: они могут глотать пищу, не разжевывая. Их непонятная речь иногда может быть бессвязным набором слов. Бывают случаи, когда дети замирают на месте, как куклы.

Атипичный аутизм. Он отличается от аутизма возрастными проявлениями и отсутствием критерия из «триады» основных расстройств.

Цены на услуги

УслугиЦены (руб.)
Консультация психиатра/психотерапевта (первичный прием прием 1 час)
4000
 Консультация психиатра/психотерапевта (повторный прием 20 мин. / 50 минут)

 2000 / 4000

Консультация невролога (первичный прием / повторный)
1500/ 1300
Консультация психиатра (первичный)
4000
Консультация психиатра (повторный прием 20 мин. / 50 минут)
2000 / 4000
Консультация психолога (первично/повторно)
3000
Консультация нарколога 30 мин. / 60 минут
2000 / 3000
Консультация терапевта (первично/повторно)
1500 / 1300
Вызов терапевта на дом

5000

Консультация врача психиатра, психотерапевта на дому

(включает приезд на дом к пациенту, консультация, выписка рецепта, рекомендации по лечению)

6000
Справка на работу от психиатра / нарколога
1000

Причины РАС

Нет точного понимания причин этого расстройства. Высказывались разные версии: от влияния ранней вакцинации до преклонного возраста отца или матери ребенка. Но подавляющее большинство информации, полученной в результате проведенных исследований, опровергает связь между РАС и вакцинацией.

Причины расстройств аутистического спектра включают генетические факторы и факторы окружающей среды. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не изучен, но врачи определили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

Есть и другие причины РАС:

  • Хромосомные заболевания и заболевания обмена веществ. Начало расстройства аутистического спектра связано с генезом синдрома Дауна, ломкой Х-хромосомы, фенилкетонурии.
  • Недоношенность плода. Существует определенная связь между этим заболеванием и патологическими факторами, влияющими на центральную нервную систему во время кризиса. Поэтому, если ребенок родился преждевременно, он автоматически попадает в группу риска.
  • Возраст родителей. Существует прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических расстройств. В группу риска входят дети, отцы которых старше 50 лет (матери - 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у детей, рожденных от несовершеннолетних матерей.

Расстройства аутизма чаще всего диагностируются у мальчиков - примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Определен конкретный список потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные бифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопных труб автомобилей. Но точная связь между этими веществами и развитием РАС пока не доказана.

Диагностика РАС

Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основании клинических данных. В некоторых случаях достаточно собрать семейный анамнез, опросить родителей и проанализировать поведение ребенка: его способность наладить общение, поддерживать зрительный контакт и так далее

Обычно используются следующие диагностические инструменты:

  • Тестирование с помощью специальных анкет.
  • Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, поскольку аутистическое расстройство может сопровождаться судорожными припадками.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить отклонения в структуре головного мозга, вызывающие симптомы РАС.
  • Посещение отоларинголога. Это один из методов дифференциальной диагностики для исключения потери слуха у ребенка.

Сами родители могут видеть в поведении своего ребенка проявления, характерные для аутичного расстройства. Однако некоторые симптомы можно заметить уже через 1 год. В первые месяцы жизни малыши малоподвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, наблюдается определенная скудность мимики.

В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот некоторые признаки, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:

  • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
  • Он не любит перемен в своей жизни. Ощущение дискомфорта при смене привычной обстановки, предпочитая выполнять однообразные и известные действия. Отсутствие интереса к общению, к изучению чего-то нового.
  • Игнорирование маршрутизации, проявление агрессии и отказ выполнять запросы.
  • Ребенок избегает зрительного контакта, чувствует раздражение, когда повышает голос и когда прикасается к нему.

Лечение РАС

Аутизм - это расстройство, которое нельзя полностью вылечить, однако, если своевременно начать комплексную терапию, можно уменьшить выраженность его симптомов.

  • Лечение у детей
  • Лечение для взрослых

Логопедическое лечение. Во время терапии особое внимание уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом и психологом. Их должны проводить специалисты, имеющие опыт взаимодействия с такими детьми, поскольку работа с аутизмом имеет свою специфику: необходимость адаптации ребенка к новым условиям, задействование всех анализаторов (тактильного, слухового, вкусового, зрительного, обонятельного) в работе, чтобы привлечь ребенка к деятельности для мотивации, выработав жест указания. Положительный результат достигается только при регулярных занятиях с включением всей семьи ребенка: родителей, братьев и сестер.

Среди современных подходов к корректирующим работам можно выделить следующие:

  • АВА-терапия (прикладной поведенческий анализ, прикладной поведенческий анализ) - это набор методик, направленных на коррекцию поведения ребенка и приобретение навыков самообслуживания и жизни в обществе. С помощью системы поощрений ребенка с аутизмом учат, что ему не хватает повседневных и коммуникативных навыков. Вкусная еда, похвалы, жетоны используются в качестве награды. Каждое простое действие изучается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, сначала ребенку дается простое задание (например, «поднять руку»), сразу же дается предложение (специалист поднимает руку ребенка), затем ребенка поощряют. После нескольких таких попыток ребенок уже выполняет действие, не запрашивая подтверждения, ожидая вознаграждения. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребенок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.

Таким же образом тренируются навыки игры, конструктивной деятельности, обучения, а также исправляется нежелательное поведение. Эффективность прикладного поведенческого анализа подтверждена научными исследованиями. Чем раньше вы начнете использовать метод (желательно с 3–4 лет), тем интенсивнее будут уроки (не менее 20–40 часов в неделю общей продолжительностью 1000 часов) и тем активнее будет включен метод в повседневной жизни (его используют родители дома и на прогулке, учителя в школе, воспитатели детского сада), тем эффективнее он будет работать.

Модель Денвера основана на методах ABA-терапии - комплексном подходе к детям с РАС в возрасте от 3 до 5 лет, обучая ребенка всем навыкам, необходимым для определенного возраста, что впоследствии позволяет ему значительно повысить его адаптивность.

  • PECS (система обмена изображениями) - это альтернативная система связи, в которой используются иллюстрированные карточки. На карточках изображены предметы или действия, с помощью которых ребенок может обратиться к взрослому, чтобы получить желаемое. Этой технике обучают с использованием тактики терапии ABA. Хотя я не обучаю разговорной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, участвующих в этой программе, развивается спонтанная речь.
  • TEASSN (Лечение и образование для детей с аутизмом и связанными с ними коммуникативными проблемами) - это программа, основанная на идее структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определенного вида деятельности (рабочие зоны, зона отдыха), планирование времяпрепровождение по наглядному расписанию, системное представление деятельности, визуализация структуры деятельности.
  • DIR (Developmental Individual Differences Relationship-based) - это концепция комплексного ухода за детьми с различными отклонениями в развитии, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении отношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методология Floortime, которая учит родителей взаимодействовать и развивать аутичного ребенка путем включения в их игру и постепенного вовлечения в «общее» пространство.
  • Подход эмоционального уровня разработан домашними психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции тела, нарушенных при аутизме. Этот подход включает терапию путем установления эмоционального контакта с ребенком. В дальнейшем человек работает над преодолением страхов и агрессии, в деятельности формируется решимость.
  • Сенсорная интеграция - это метод, направленный на упорядочение ощущений, полученных от движений и от внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, когда способность воспринимать и обрабатывать ощущения от движений тела и внешних воздействий нарушена, процессы обучения и поведения могут быть нарушены. Выполнение определенных упражнений улучшает обработку мозгом сенсорных стимулов, что приводит к улучшению поведения и обучения. Этот вид терапии не используется отдельно, он может быть вспомогательным методом в контексте терапии ABA.

Медикаментозная терапия обычно назначается в периоды обострения с учетом баланса пользы и риска, проводится под контролем врача. Лекарства могут уменьшить некоторые типы поведенческих проблем: гиперактивность, истерики, нарушения сна, беспокойство и аутоагрессию. Это может облегчить ребенку участие в семейной жизни, посещение общественных мест и учебу в школе. После достижения стойкой ремиссии препарат постепенно отменяют. Медикаментозное лечение применяется, когда другие методы лечения неэффективны.

Однако есть симптомы и проблемы, которые нельзя решить с помощью лекарств:

  • несоблюдение устных инструкций;
  • проблемное поведение с целью бросить какое-либо занятие;
  • низкая скорость обучения;
  • отсутствие речи и другие проблемы с общением;
  • плохие социальные навыки.

При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии), кроме психиатра, за ребенком должны наблюдаться невролог и педиатр.

Когнитивно-поведенческая терапия может помочь исправить РАС во взрослом возрасте. Конкретные методы лечения выбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также можно принимать рецептурные лекарства, чтобы уменьшить симптомы тревоги и депрессии, которые могут возникнуть при РАС. Лекарства подбирает психиатр индивидуально.

Прогноз

Вылечить аутизм известными методами невозможно. В то же время в детстве иногда возникает ремиссия, что приводит к отмене диагноза расстройства аутистического спектра; иногда бывает после реанимации, но не всегда. Точная скорость восстановления неизвестна; в неотобранных выборках детей с расстройствами аутистического спектра частота колеблется от 3% до 25%. Большинству детей с аутизмом не хватает социальной поддержки, прочных отношений с другими людьми, перспектив карьерного роста и чувства самоопределения. Хотя основные проблемы сохраняются, симптомы часто исчезают с возрастом.

Качественных исследований, посвященных долгосрочному прогнозированию, немного. Некоторые зрелые аутичные люди демонстрируют умеренные улучшения в общении, но большая часть этих навыков ухудшается; Нет исследования, которое анализировало бы состояние аутичных людей среднего возраста.

Развитие языковых навыков до шестилетнего возраста, IQ выше 50 и наличие необходимой профессии или навыков - это признаки, предсказывающие лучшую успеваемость в будущем; у человека с тяжелым аутизмом низкий шанс обрести независимость. В британском исследовании 2004 года, в котором участвовало 68 аутичных людей, которым был поставлен диагноз до 1980 года с IQ выше 50, только 12% достигли высокого уровня независимости во взрослом возрасте, 10% имели несколько друзей и были помолвлены. Большую часть времени, но для этого требовалось некоторая поддержка, 19% имели некоторую степень независимости, но, как правило, оставались дома и нуждались в значительной поддержке и ежедневном наблюдении, 46% нуждались в специализированной помощи при аутизме, большей поддержке и лишь небольшой автономии, а 12% нуждались в высокоорганизованной больничной помощи. Согласно шведским данным за 2005 год, в группе из 78 совпадающих аутичных взрослых без ограничений IQ результаты были хуже: например, только 4% жили независимой жизнью.

В канадской публикации анализ состояния 48 молодых людей с расстройствами аутистического спектра, диагностированными в дошкольном возрасте, выявил подгруппы с плохим (46%), умеренным (32%), хорошим (17%) и очень хорошим (4%) уровни; 56% из них хотя бы раз в жизни имели работу, в основном добровольную, адаптированную или неполный рабочий день.

Изменения в диагностической практике, а также возросшая доступность эффективных методов раннего вмешательства ставят под сомнение применимость вышеуказанных данных к детям, которым в настоящее время проводится диагностика.

Лицензии и сертификаты клиники 

Врачи клиники

Балабан Игорь Вячеславович
Психиатр-нарколог, гипнотерапевт
Уразметов Александр Аркадьевич
Психиатр-психотерапевт
Чумакова Елена Владимировна
Врач невролог, врач функциональной диагностики.
Полищук Анна Сергеевна
Врач- психиатр
Змазнева Екатерина Алексеевна
Психолог, психотерапевт
Максакова Янина Александровна
Врач-психиатр
Пугач Юлия Олеговна
Психолог – консультант, клинический психолог, нейропсихолог
Кулева Анастасия Анатольевна
Врач психиатр, психотерапевт

Нужна помощь врача? Звоните: (812) 909-16-68

Позвоните в клинику «МедФорт» или закажите обратный звонок, чтобы записаться на консультацию специалиста для получения помощи уже сегодня.