Обратившись к нам, Вы научитесь управлять своим беспокойством и избавитесь от симптомов тревоги.
Признаки аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни. Однако это относится только к раннему детскому аутизму, который встречается в возрасте до 3 лет. Как и в случае с остальными расстройствами аутистического спектра, их признаки также можно увидеть в раннем детстве, но ближе к 2–3 г.
Аутизм в этот период определяется по критериям ранней диагностики. Как правило, мать первая замечает эти признаки. Особенно быстро реагируют родители, если в семье уже есть ребенок. По сравнению со здоровым старшим братом / сестрой аутичный малыш кажется «странным».
Проявления аутизма в возрасте до 1 г. (частота появления):
1. Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта. Проявляется при отсутствии фиксации взора или его активном избегании. Родители отмечают, что когда они пытаются привлечь ребенка и установить с ним зрительную коммуникацию , он этому активно сопротивляется. Иногда все еще можно смотреть в глаза, но в то же время кажется, что он смотрит дальше («смотрит сквозь»). Взгляд также может быть неподвижным или застывшим.
2. Феномен идентичности
Появляется, когда родители начинают вводить прикорм в рацион малыша, то есть через 6 месяцев. Он проявляется в трудностях введения прикорма: в ответ на новое питание проявляет агрессию. Сложности возникают не только с едой, но и с изменением обстановки места. Ребенок бурно реагирует на новую расстановку мебели и своих игрушек, сопротивляется новой одежде. При этом возникает определенный ритуал: он ест пищу в определенном порядке, его игрушки располагаются по определенному шаблону. Аутичные малыши негативно реагируют на новые помещения: больницу, ясли, детский сад.
3. Нарушение комплекса ревитализации
Проблема с комплексом ревитализации встречается у каждого второго ребенка с аутизмом в возрасте 1 г. Проявляется слабой реакцией (а в тяжелом случае - полным ее отсутствием) на внешние раздражители: свет, звук погремушки и окружающие голоса. Он плохо реагирует на голос матери, не отвечает, когда она его зовет. Также он медленно реагирует на улыбку, не заражается в ответ на улыбку взрослого (малыши обычно улыбаются в ответ на улыбку). У детей с аутизмом также недоразвита двигательная составляющая: он не прыгает активно, как другие, не идет навстречу матери.
4. Патологическое отношение к близким родственникам
Этот признак еще более заметен у младенцев в возрасте до 12 месяцев. Выражается в опоздании или в отсутствии признания матери: он не идет ей навстречу, не доходит до нее, не идет к ней на руки. К тому же он плохо реагирует на ласки матери, не проявляет потребности в заботе. Иногда такое отношение может проявляться по отношению к другим членам семьи, при этом ребенок имеет сильную привязанность к матери. В целом во взаимоотношениях со взрослыми наблюдается амбивалентность (двойственность). Сильная привязанность может быть заменена холодностью и враждебностью.
5. Патологическая реакция на нового человека
Каждый пятый аутичный проявляет патологическую реакцию на нового человека. Эта реакция выражается в тревоге, страхе, волнении в ответ на появление нового человека. Иногда его можно заменить сверхобщительностью, при которой проявляется больший интерес к новому человеку.
6. Патологическое отношение к вербальному общению
Проявляется в отсутствии реакции на словесное обращение и часто имитирует глухоту. Именно поэтому родители часто сначала обращаются к отоларингологу. Также при аутизме не используются жесты подтверждения или отрицания - они не кивают головами; не используйте жесты приветствия или прощания.
7. Патологическое отношение к физической близости
Выражается в неприязни к физическому прикосновению: ласкам, «объятиям». Когда мать пытается ласкать чадо или обнять его, он уклоняется от нее. Дети с аутизмом переносят только небольшие дозы физического контакта и весьма избирательны с теми, кто их демонстрирует. Некоторые могут предпочесть просто бросать или вращать.
При наличии этих признаков рекомендуем обратиться за помощью.
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) - это нарушение
психического развития с множеством симптомов.
По мере роста малыша внимание родителей привлекает его манера говорить, то, как он играет, тип общения с другими детьми.
Частота появления:
1. Проблемы в общении с детьми
Очень часто дети с аутизмом избегают общества своих сверстников. Игнорирование общения может быть как пассивным - просто изолирован от других детей, так и активным - агрессивным, импульсивным поведением. Иногда круг друзей может ограничиваться другом, который немного старше, или родственником (братом или сестрой). В общем коллективе - в детской, на улице, на дне рождения аутизм длится недолго, так как он часто предпочитает уединение компании.
2. Привязанность к неодушевленным предметам
Еще одна особенность поведения - привязанность к неодушевленным предметам. Внимание аутичных детей чаще всего привлекает орнамент ковра, конкретный предмет одежды, узор на обоях.
3. Опасения
У аутичных малышей также есть необычные страхи. Как правило, им страшны не высота или темнота, а бытовые шумы, яркий свет, определенная форма предмета. Опасения объясняются гиперчувствительностью (гиперестезией) аутичных детей.
4. Опасения аутичных детей:
При агрессивном течении болезни страхи фиксируются с формированием бредовых представлений. Это может быть страх всего вокруг. Также это может быть необъяснимый страх перед матерью, боязнь собственной тени, боязнь вылуплений и так далее.
5. Измененное чувство самосохранения
Каждый пятый аутичный ребенок не испытывает страха. Это может проявляться с детства, когда ребенок опасно болтается через коляску или манеж. Старшие могут бегать по проезжей части, прыгать с большой высоты. Характерно отсутствие закрепления негативного опыта порезов, ушибов, ожогов. Итак, нормальный ребенок, случайно обжегшись, в дальнейшем избегает этого предмета. Однако дети с аутизмом могут много раз "наступать на одни и те же грабли".
6. Языковая патология
Особенности языкового развития наблюдаются у 7 из 10 детей с расстройством аутистического спектра. Даже в период раннего детства это проявляется в отсутствии ответа на речь: ребенок плохо реагирует на звонки. Кроме того, родители могут заметить, что их малыш предпочитает тихую речь шепотом. Наблюдается задержка формирования речевого аппарата: первые слова появляются позже.
Для детской речи характерно явление эхолалии, которое выражается в повторении слов. Ребенок в ответ на заданный ему вопрос может повторить его несколько раз. Также есть тенденция декларировать, монологизировать очень выразительные речи. Обращает на себя внимание тот факт, что ребенок начинает говорить о себе в третьем лице (местоимение «Я» нетипично»).
Большинство случаев аутизма характеризуются начальным уровнем речи, за которым следует регресс. Таким образом, родители отмечают, что ребенок, который изначально говорил, внезапно замолкает. Словарь, ранее состоявший из дюжины слов, теперь ограничен двумя или тремя словами. Языковой регресс может произойти на любом этапе. Чаще всего он отмечается в полуторалетнем возрасте, но может быть обнаружен и позже на уровне фразовой речи.
7. Стереотипы
Стереотипы - это постоянные повторения движений, фраз. При расстройстве аутистического спектра стереотипное поведение считается типом самостимулирующего поведения. Следует отметить, что даже здоровые люди иногда проявляют стереотипы. Например, это выражается в том, чтобы обернуть волосы вокруг пальца, постучать карандашом по столу, пропустить песок между пальцами. «Здоровые стереотипы» отличаются от патологических по степени выраженности. При аутизме стереотипы наблюдаются в движении, языке и игре.
Стереотипы при аутизме:
8. Характеристики интеллекта
Задержка интеллектуального развития наблюдается у каждого третьего с аутизмом. Отмечаются интеллектуальная пассивность, непреднамеренность и продуктивная активность, неспособность зафиксировать внимание на чем-либо.
При этом ускорение интеллектуального развития наблюдается в 30% случаев. Это выражается в стремительном усовершенствовании языка, фантазий, ассоциаций, а также в накоплении знаний в некоторых абстрактных областях. В выборе науки аутичные дети очень избирательны: больше интересуются числами, странами, дизайнами. Слуховая память сильно развита. Упадок интеллектуальной функции наблюдается в 10% случаев. Это выражается в распаде поведенческих навыков, познавательной активности и ранее сформированного языка.
9. Особенности игры
Проявляется либо при полном отсутствии игры, либо в преобладании какой-то одной. В первом случае ребенок игнорирует игрушки: он не смотрит на них без интереса. Часто игра сводится к элементарным манипуляциям: катание бусинки или горошины, прядение пуговицы на нитке. Преобладает сольная игра, обычно в определенном месте, которое не меняется. Ребенок складывает игрушки по определенному принципу, как правило, по цвету или размеру (но не по функциональности). Чаще всего в своей игре он использует совершенно неигровые предметы.
Услуги | Цены (руб.) |
---|---|
Консультация психиатра/психотерапевта (первичный прием прием 1 час) | 4000 |
Консультация психиатра/психотерапевта (повторный прием 20 мин. / 50 минут) | 2200 / 4000 |
Консультация невролога (первичный прием / повторный) | 1800/ 1500 |
Консультация психиатра (первичный) | 4000 |
Консультация психиатра (повторный прием 20 мин. / 50 минут) | 2200 / 4000 |
Консультация психолога 30 мин. / 60 минут (первично/повторно) | 2200 / 4000 |
Консультация нарколога 30 мин. / 60 минут (первично/повторно) | 2000 / 3000 |
Консультация терапевта (первично/повторно) | 1800 / 1500 |
Вызов терапевта на дом | 5000 |
Консультация врача психиатра, психотерапевта на дому (включает приезд на дом к пациенту, консультация, выписка рецепта, рекомендации по лечению) | 6000 |
Справка на работу от психиатра / нарколога | 1000 |
В большинстве случаев аутичные дети хорошо развиты физически и имеют приятный внешний вид, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у них какое-то заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, но существует ряд факторов, которые могут способствовать появлению этого заболевания, в том числе:
Существуют разные типы аутистических расстройств, которые различаются по степени тяжести, особенностям проявления и поэтому требуют разных методов коррекции.
Это легкий аутизм. Начинает проявляться примерно в 7 лет. Характеристики ребенка, у которого диагностирована это заболевание:
При создании благоприятных условий для развития и обучения ребенок с синдромом Аспергера сможет в будущем жить нормальной жизнью. Вместе со сверстниками он может окончить школу и университет, создать семью, найти работу.
Это следствие аномалии женской хромосомы, поэтому болезнь может проявиться только у девочек. Мальчики, получившие такую хромосому, умирают в период вынашивания. Этот синдром считается тяжелым типом аутизма и встречается очень редко, примерно 1 раз на 10 тысяч. Проявление патологии сопровождается следующими клиническими признаками:
Это тяжелая разновидность заболевания, которую практически невозможно вылечить, поэтому при постановке диагноза в большинстве случаев прогноз неблагоприятный. Однако, своевременная помощь может затормозить прогрессирование аномалии.
Методы раннего выявления аутизма сводятся к наблюдению за ребенком в его обычном состоянии. Выявить отклонения сложно, если родители имеют первого ребенка и не понимают, какое поведение указывает на отклонения, а какое является вариантом нормы.
Обращаться к специалисту необходимо, если малыш не смотрит в глаза, не реагирует на взрослых и проявляет нетипичные игровые действия. В 12 мес. он должен уже пытаться говорить, указывать ручкой на предметы и делать захватывающие движения. За полтора - произносить отдельные слова, за два - строить предложения из двух слов.
Отсутствие таких навыков должно насторожить и указать на необходимость пройти обследование и при необходимости получить помощь. Первоначально вы можете посоветоваться с педиатром, который, при наличии показаний, направит вас к психиатру или неврологу.
На этапе первичной диагностики родителям необходимо заполнить специальные анкеты. Чаще всего используются:
Наличие нарушений выделяется так называемой триадой: трудности в социальном взаимодействии, плохое общение и наличие стереотипного поведения. На основании полученных данных специалист выявляет характерные признаки и определяет необходимость дополнительного инструментального обследования, которое состоит из методов:
Крайне важно при появлении первых подозрений о начале патологии обратиться к специалисту. Медики проведут комплексное обследование, поставят диагноз и назначат адекватное лечение, которое минимизирует симптомы и поможет адаптироваться в обществе.
Основные группы препаратов, входящих в комплексное лечение расстройств аутистического спектра.
Ноотропные препараты (нейрометаболические стимуляторы, средства защиты мозга).
Лекарства этой группы направлены на стимуляцию мозговой деятельности, активизацию памяти и мыслительных процессов, повышение устойчивости центральной нервной системы к психическим нагрузкам. Кроме того, некоторые из них могут оказывать седативное действие или, наоборот, психостимулирующее действие, оказывать антидепрессивное действие.
Суточная и разовая доза этих фармпрепаратов рассчитывается врачом исходя из возраста и веса ребенка. При расстройствах аутистического спектра эту группу фармпрепаратов применяют в виде пролонгированных (3-4 месяца) повторных курсов в течение нескольких лет.
Если ребенок заторможен и необходимо добиться повышения психомоторной активности, обычно назначают следующие лекарства:
Если ребенок наоборот чрезмерно активен, обычно назначают ноотропные, обладающие седативным действием:
Помимо препаратов, выпускаемых в виде растворов, суспензий или таблеток, врач может также назначить препараты инъекции:
Некоторые домашние психиатры, например В. Каган (1), рекомендуют назначать дошкольникам с диагнозом аутизм антидепрессанты седативного действия, особенно амитриптилин. Лечение проводится курсами по 4-5 месяцев с интервалом 1-3 месяца. Считается, что амитриптилин помогает улучшить контакт с ребенком. Уже на 3-5 неделе лечения отмечается первое улучшение состояния, проявляющееся в повышении интереса к окружающему миру, незначительном улучшении контакта. Сам по себе амитриптилин не лечит детский аутизм, но, увеличивая шансы контакта, создает хорошие условия для развития психологической работы с ребенком. Недостатком амитриптилина является довольно большое количество побочных эффектов: возможны сонливость, снижение артериального давления, сухость во рту, тошнота, запоры, задержка мочи. Препарат назначают только под контролем ЭЭГ, так как он может спровоцировать появление судорожной настороженности.
Транквилизаторы обычно применяют, когда у детей с аутизмом есть страхи, высокий уровень тревожности, и именно эти симптомы мешают развитию ребенка, психологической и педагогической работе с ним. В молодом возрасте можно применять такой препарат, как атаракс.
Атаракс выпускается в сиропе и таблетках. Его назначают детям старше 12 месяцев в зависимости от веса. Этот препарат хорошо снимает беспокойство и страхи, нормализует сон. Однако его нельзя использовать в течение длительного времени и имеет множество побочных эффектов: сонливость, сухость во рту, тошноту, слабость, головную боль, снижение артериального давления.
К нейролептикам (по данным радаров) относятся препараты, предназначенные для лечения психозов и других серьезных психических расстройств. Нейролептики оказывают на организм разностороннее действие. Их основные фармакологические особенности включают своеобразное успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакции на внешние раздражители, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективного напряжения, подавлением страха и ослаблением агрессии.
Нейролептики не обладают выраженным снотворным действием в обычных дозах, но они могут вызывать сонливость, способствовать засыпанию и усиливать действие снотворных и других седативных средств (седативных средств). Они усиливают действие анальгетиков, местных анестетиков и ослабляют действие психостимулирующих препаратов.
Нейролептики изменяют нейрохимические (медиаторные) процессы в головном мозге: дофаминергические, адренергические, серотонинергические, ГАМКергические, холинергические, нейропептидные и другие. Различные группы нейролептиков и отдельные препараты различаются по своему влиянию на образование, накопление, высвобождение и метаболизм нейротрансмиттеров и их взаимодействие с рецепторами в разных структурах мозга, что существенно влияет на их терапевтические и фармакологические свойства.
Психотерапия детского аутизма направлена как на ребенка, так и на его семью. В первом случае его цель - исправить поведенческие расстройства и снять тревогу и страхи у ребенка, во втором - снизить эмоциональное напряжение и тревогу среди членов семьи, особенно родителей, и вовлечь их в повседневную деятельность с ребенком ознакомление с методами правильного обращения с ним, обучение особенностям воспитания.
Психотерапия детского аутизма является неотъемлемой частью общей психокоррекционной работы и поэтому проводится разными специалистами. Оптимальный состав группы специалистов, занимающихся психолого-педагогическим лечением и коррекцией аутичных детей: детские психиатры, неврологи, логопеды, психологи, воспитатели, медсестры, музыкальные операторы (эвритмики).
Коррекция детского аутизма проводится поэтапно. Эти стадии определяются индивидуально в зависимости от степени тяжести аутистического дизонтогенеза. Практическое выполнение лечебных работ основано на специальных программах обучения и организации целевых занятий и игр, адаптированных для специализированных яслей и обычных яслей и детских садов, а также их использовании в домашних условиях и в дневном стационаре. Недавно появились специализированные дневные стационары для детей-аутистов. В зависимости от особенностей состояния пациента используются два режима лечения: щадящий и активирующий. Поскольку в большинстве случаев коррекционная работа проводится с маленькими пациентами, использование индивидуальной и групповой игровой терапии занимает в ней важное место.
На предварительном этапе в корректирующих программах аутизма, основанных на простейших видах тактильного, пантомимического и другого контакта в условиях свободного выбора и поведения в поле, определяется уровень развития, уровень знаний и поведенческие навыки оцениваются специалистами разных профилей. Эта оценка служит основой для разработки индивидуального плана лечения.
В них преобладает манипулятивная игра, нет сотрудничества, нет корреляции игры с реальным назначением игрушек, нет ориентировочной реакции на новые игрушки и людей, участвующих в игре, нет имитационных реакций.
На ранних этапах работы обрабатывается реакция пробуждения и наблюдения, формируется зрительно-моторный комплекс. Кроме того, в процессе манипулирования предметами у них развивается тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. При этом вырабатываются связи между отдельными частями тела, их словесными обозначениями и типами движений. Все это позволяет составить представление о собственном теле (его частях, правой и левой сторонах). Затем проводится работа по обучению навыкам самообслуживания, участия в элементарных целевых мероприятиях, социальной жизни.
На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Важнейшим направлением работы остается мотивация к деятельности, многократное повторение одних и тех же игр, формирование игровых клише с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса. Постепенно мы переходим от простых форм игры к более сложным формам и самой двигательной активности. В частности, последовательно, многократно, представлен и показан порядок всех игровых действий. Устные комментарии даются в максимально краткой и однообразной форме.
Фактически, педагогические программы направлены на обучение понятиям числа, счета, определения временных категорий, углубления ориентации в форме предметов и в пространстве. Детям с аутизмом трудно переходить от одного типа движения к другому, они не имитируют, не воспроизводят последовательную цепочку действий, особенно двигательных, в сочетании с вербальными реакциями. Им сложно воспроизвести по просьбе врачей вновь приобретенные знания, особенно знания о долговременной памяти (но такие знания могут легко появиться автохтонным образом, вне контекста учебных классов). Следует учитывать, что при формировании речи в них обнаруживается расшифровка слов.
От этапа к этапу решается задача повышения сложности деятельности. Следует обратить внимание на увеличение объема предлагаемых навыков и знаний. Любые задания по возможности следует предлагать в наглядной форме. Голосовые объяснения всегда должны быть простыми, одинаково выраженными, повторяться несколько раз в одной и той же последовательности голосом разной громкости (от низкого до громкого) и высоты тона. После освоения нескольких программ активность начинает постепенно меняться и иногда может перейти на более высокий уровень. В этом случае дети переходят от пассивного к осознанному овладению определенными навыками, развивают осознание «Я» и способность отличать себя от других людей. Задачей последующих этапов коррекционной работы является постепенное усложнение занятий с переходом от индивидуальных к групповым занятиям, а также впоследствии к сложным играм и упражнениям в группах по 3-5 детей.
Логопедическая работа после определения патологии речи должна быть направлена на улучшение слухового внимания, фонематического слуха и речи. Выполнена настройка звуков, представлена их автоматизация, дыхательные и голосовые упражнения. Особенно важны задачи по расширению словарного запаса, умения составлять предложения по изображениям, их сериям, работе над текстом, состоящим из разговоров, рассказыванию, игре, «драматизации» различных тем, воспроизведению речи в стихах и т.д. При оценке эффективности метода логопедической работы необходимо учитывать тот факт, что речь как более молодая функция страдает в первую очередь у аутичных людей и поэтому восстанавливается постепенно и позже, чем другие функции.
Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза в контексте общей и игровой деятельности. Основная задача такого метода - вовлечение аутичных детей в различные виды индивидуальной и групповой деятельности, формирование умения регулировать поведение в социальной сфере. При этом используются игры со строгой последовательностью событий и действий, их повторным воспроизведением. Освоение системы игровых клише способствует формированию памяти, внимания, восприятия. В процессе таких уроков можно перенести изученное в игровой ситуации на практическую направленность в среде.
Корректирующую работу в целом можно рассматривать как коррекционную реабилитацию. Такая реабилитация обычно охватывает физиологически благоприятные для развития периоды - возраст 2-7 лет. Но корректирующие меры должны быть продолжены в последующие годы (8-18). Они должны заключаться в систематическом проведении корректирующих уроков каждый день в течение месяцев, потому что только в этом случае может быть достигнута социальная адаптация пациентов.
Рекомендуется сочетать клинико-педагогическую работу на всем протяжении ее с нейрофизиологическими исследованиями (методом электроэнцефалографии). Эти исследования позволяют объективизировать структурно-функциональное созревание центральной нервной системы у детей с аутизмом в процессе онтогенеза и терапии.
Остались вопросы? Хотите подробнее узнать об услугах нашего медицинского центра? Просто позвоните по номеру горячей линии, который указан на сайте нарко центра.
Позвоните в клинику или закажите обратный звонок, чтобы записаться на консультацию специалиста для получения помощи уже сегодня.
Copyright © 2021 Клиника МедФорт.
Все права защищены.
г. Санкт-Петербург
ул. Новороссийская, д.28, кор.2
Режим работы: круглосуточно