Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, дом 28, кор. 2

+7 (812) 909-16-88

Лечение аутизма

Симптомы аутизма

Признаки аутизма можно обнаружить уже на первом году жизни. Однако это относится только к раннему детскому аутизму, который встречается у детей в возрасте до 3 лет. Как и в случае с остальными расстройствами аутистического спектра, их признаки также можно увидеть в раннем детстве, но ближе к 2–3 годам.

Симптомы аутизма у детей до 1 года

Симптомы аутизма у детей до одного года относятся к критериям ранней диагностики. Как правило, мать первая замечает эти признаки. Особенно быстро реагируют родители, если в семье уже есть ребенок. По сравнению со здоровым старшим братом / сестрой аутичный ребенок кажется «странным».

Симптомы аутизма у детей в возрасте до одного года (частота появления):

  • нарушение или полное отсутствие зрительного контакта - 80%;
  • феномен идентичности - 79%;
  • нарушение комплекса ревитализации - 50%;
  • патологическое отношение к близким родственникам - 41%;
  • патологическая реакция на нового человека - 21%;
  • патологическое отношение к вербальному общению - 21%;
  • патологическое отношение к физическому контакту - 19%.

1. Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта. Этот симптом проявляется при отсутствии фиксации взора ребенка или его активном избегании. Родители отмечают, что когда они пытаются привлечь ребенка и установить с ним зрительный контакт, ребенок этому активно сопротивляется. Иногда все еще можно смотреть в глаза, но в то же время кажется, что ребенок смотрит дальше («смотрит сквозь»). Взгляд также может быть неподвижным или застывшим.

2. Феномен идентичности

Этот симптом появляется, когда родители начинают вводить прикорм в рацион малыша, то есть через 6 месяцев. Он проявляется в трудностях введения прикорма: в ответ на новое питание ребенок проявляет агрессию. Сложности возникают не только с едой, но и с изменением обстановки места. Ребенок бурно реагирует на новую расстановку мебели и своих игрушек, сопротивляется новой одежде. При этом возникает определенный ритуал: он ест пищу в определенном порядке, его игрушки располагаются по определенному шаблону. Аутичные дети негативно реагируют на новые помещения: больницу, ясли, детский сад.

3. Нарушение комплекса ревитализации

Нарушение комплекса ревитализации встречается у каждого второго ребенка с аутизмом в возрасте одного года. Симптом проявляется слабой реакцией (а в тяжелом случае - полным ее отсутствием) на внешние раздражители: свет, звук погремушки и окружающие голоса. Ребенок плохо реагирует на голос матери, не отвечает, когда он ей звонит. Также он медленно реагирует на улыбку, не заражается в ответ на улыбку взрослого (дети обычно улыбаются в ответ на улыбку). У детей с аутизмом также недоразвита двигательная составляющая: он не прыгает активно, как другие дети, не идет навстречу матери.

4. Патологическое отношение к близким родственникам

Этот симптом еще более заметен у младенцев в возрасте до одного года. Выражается в опоздании или в отсутствии признания матери: ребенок не идет ей навстречу, не доходит до нее, не идет к ней на руки. К тому же ребенок плохо реагирует на ласки матери, не проявляет потребности в заботе. Иногда такое отношение может проявляться по отношению к другим членам семьи, при этом ребенок имеет сильную привязанность к матери. В целом во взаимоотношениях ребенка со взрослыми наблюдается амбивалентность (двойственность). Сильная привязанность может быть заменена холодностью и враждебностью.

5. Патологическая реакция на нового человека

Каждый пятый аутичный ребенок проявляет патологическую реакцию на нового человека. Эта реакция выражается в тревоге, страхе, волнении в ответ на появление нового человека. Иногда его можно заменить сверхобщительностью, при которой ребенок проявляет больший интерес к новому человеку.

6. Патологическое отношение к вербальному общению

Симптом проявляется в отсутствии реакции на словесное обращение и часто имитирует глухоту ребенка. Именно поэтому родители часто сначала обращаются к отоларингологу. Также дети с аутизмом не используют жесты подтверждения или отрицания - они не кивают головами; не используйте жесты приветствия или прощания.

7. Патологическое отношение к физическому контакту

Этот симптом выражается в неприязни к физическому контакту: ласкам, «объятиям». Когда она пытается ласкать ребенка или обнять его, она уклоняется от него. Дети с аутизмом переносят только небольшие дозы физического контакта и весьма избирательны с теми, кто их демонстрирует. Некоторые дети могут предпочесть просто бросать или вращать.

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) - это нарушение 

психического развития с множеством симптомов.

Симптомы аутизма у детей до 3 лет

По мере роста и развития ребенка внимание родителей привлекает его манера говорить, то, как он играет, тип общения с другими детьми.

Симптомы аутизма у детей до 3 лет (частота появления):

  • нарушение общения с детьми - 70%;
  • привязанность к неодушевленным предметам - 21%;
  • страхи - 80%;
  • нарушение чувства самосохранения - 21%;
  • патология речи - 69%;
  • стереотипы - 69%;
  • характеристики интеллекта - 72%;
  • игровые характеристики - 30%.

1. Нарушение общения с детьми

Очень часто дети с аутизмом избегают общества своих сверстников. Игнорирование общения может быть как пассивным - ребенок просто изолирован от других детей, так и активным - агрессивным, импульсивным поведением. Иногда круг друзей может ограничиваться другом, который на пару лет старше, или родственником (братом или сестрой). В общем коллективе - в детской, на улице, на дне рождения аутизм длится недолго, так как он часто предпочитает уединение компании.

2. Привязанность к неодушевленным предметам

Еще одна особенность поведения - привязанность к неодушевленным предметам. Внимание аутичных детей чаще всего привлекает орнамент ковра, конкретный предмет одежды, узор на обоях.

3. Опасения

У аутичных детей также есть необычные страхи. Как правило, им страшны не высота или темнота, а бытовые шумы, яркий свет, определенная форма предмета. Опасения объясняются гиперчувствительностью (гиперестезией) аутичных детей.

4. Опасения аутичных детей:

  • шумы - шум электробритвы, пылесоса, фена, напор воды, шум лифта;
  • яркие, резкие или яркие цвета в одежде;
  • атмосферные осадки - капли воды, снежинки.

При агрессивном течении болезни страхи фиксируются с формированием бредовых представлений. Это может быть страх всего вокруг - в то время как ребенок будет избегать всех круглых предметов. Также это может быть необъяснимый страх перед матерью, боязнь собственной тени, боязнь вылуплений и так далее.

5. Измененное чувство самосохранения

Каждый пятый аутичный ребенок не испытывает страха. Этот симптом может проявляться с детства, когда ребенок опасно болтается через коляску или манеж. Дети постарше могут бегать по проезжей части, прыгать с большой высоты. Характерно отсутствие закрепления негативного опыта порезов, ушибов, ожогов. Итак, нормальный ребенок, случайно обжегшись, в дальнейшем избегает этого предмета. Однако дети с аутизмом могут много раз «наступать на одни грабли.

6. Языковая патология

Особенности языкового развития наблюдаются у 7 из 10 детей с расстройством аутистического спектра. Даже в период раннего детства это проявляется в отсутствии ответа на речь: ребенок плохо реагирует на звонки. Кроме того, родители могут заметить, что их ребенок предпочитает тихую речь шепотом. Наблюдается задержка развития речи: первые слова появляются позже, ребенок не гудит, не заикается.

Для детской речи характерно явление эхолалии, которое выражается в повторении слов. Ребенок в ответ на заданный ему вопрос может повторить его несколько раз. Например, на вопрос «сколько тебе лет?» ребенок отвечает «годы, годы, годы». Также есть тенденция декларировать, монологизировать очень выразительные речи. Обращает на себя внимание тот факт, что ребенок начинает говорить о себе в третьем лице (местоимение «Я» нетипично»).

Большинство случаев аутизма характеризуются начальным развитием речи, за которым следует регресс. Таким образом, родители отмечают, что ребенок, который изначально говорил, внезапно замолкает. Словарь, ранее состоявший из дюжины слов, теперь ограничен двумя или тремя словами. Языковой регресс может произойти на любом этапе. Чаще всего он отмечается в полуторалетнем возрасте, но может быть обнаружен и позже на уровне фразовой речи.

7. Стереотипы

Стереотипы - это постоянные повторения движений, фраз. При расстройстве аутистического спектра стереотипное поведение считается типом самостимулирующего поведения. Следует отметить, что даже здоровые люди иногда проявляют стереотипы. Например, это выражается в том, чтобы обернуть волосы вокруг пальца, постучать карандашом по столу, пропустить песок между пальцами. «Здоровые стереотипы» отличаются от патологических по степени выраженности. При аутизме стереотипы наблюдаются в движении, языке и игре.

Стереотипы при аутизме:

  • стереотипные движения - ритмичные покачивания или покачивания тела, сгибание пальцев, прыжки, повороты головы;
  • стереотипное зрительное восприятие: протирание мозаики, включение и выключение света;
  • стереотипное восприятие звука - шелест пакетов, складывание и разрыв бумаги, распахивание дверных или оконных ставен;
  • тактильные стереотипы: заливка крупы, гороха и других сыпучих продуктов, заливка водой;
  • обонятельные стереотипы - постоянно нюхать одни и те же предметы.

8. Характеристики интеллекта

Задержка интеллектуального развития наблюдается у каждого третьего ребенка с аутизмом. Отмечаются интеллектуальная пассивность, непреднамеренность и продуктивная активность, неспособность зафиксировать внимание на чем-либо.

При этом ускорение интеллектуального развития наблюдается в 30% случаев. Это выражается в стремительном развитии языка, фантазий, ассоциаций, а также в накоплении знаний в некоторых абстрактных областях. В выборе науки аутичные дети очень избирательны: больше интересуются числами, странами, дизайнами. Слуховая память сильно развита. Упадок интеллектуальной функции наблюдается в 10% случаев. Это выражается в распаде поведенческих навыков, познавательной активности и ранее сформированного языка.

9. Особенности игры

Этот симптом проявляется либо при полном отсутствии игры, либо в преобладании одной игры. В первом случае ребенок игнорирует игрушки: он не смотрит на них без интереса. Часто игра сводится к элементарным манипуляциям: катание бусинки или горошины, прядение пуговицы на нитке. Преобладает сольная игра, обычно в определенном месте, которое не меняется. Ребенок складывает игрушки по определенному принципу, как правило, по цвету или форме (но не по функциональности). Чаще всего в своей игре ребенок использует совершенно неигровые предметы.

Цены на услуги

УслугиЦены (руб.)
Консультация психиатра/психотерапевта (первичный прием прием 1 час)
3500
 Консультация психиатра/психотерапевта (повторный прием 20 мин. / 50 минут)

 2000 / 3500

Консультация психотерапевта (повторный прием 30 мин/ 1 час)
2000/ 3000
Консультация психиатра (первичный)
3000
Консультация психиатра (повторный прием 20 мин. / 50 минут)
2000 / 3000
Консультация психолога (первично/повторно)
2500
Консультация нарколога
1400
Консультация терапевта (первично/повторно)
1500 / 1300

Консультация врача психиатра, психотерапевта на дому

(включает приезд на дом к пациенту, консультация, выписка рецепта, рекомендации по лечению)

6000
Справка на работу от психиатра / нарколога
1000

Причины развития аутизма

В большинстве случаев аутичные дети хорошо развиты физически и имеют приятный внешний вид, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого ребенка какое-то заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, но существует ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, в том числе:

  • церебральный паралич;
  • недостаток кислорода, переносимого во время беременности или во время родов;
  • инфекционные заболевания, передающиеся от матери во время беременности, такие как краснуха, цитомегаловирус;
  • ожирение у матери (врачи отметили, что риск развития аутизма у ребенка больше, если мать страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ во время беременности);
  • наследственная предрасположенность - если уже были случаи аутизма у детей по материнской или отцовской линии.

Формы аутических расстройств

Существуют разные типы аутистических расстройств, которые различаются по степени тяжести, форме проявления и поэтому требуют разных методов коррекции.

  • Синдром Аспергера
  • Синдром Ретта

Синдром Аспергера

Это легкая форма заболевания. Первые симптомы начинают проявляться примерно в 7 лет. Характеристики ребенка, у которого диагностирована эта форма заболевания:

  • обладает довольно высоким уровнем интеллекта;
  • говорит доходчиво, но вслух есть проблемы с интонацией;
  • эгоцентричен, отказывается идти на компромиссы;
  • принимает необычные позы и неловко ходит из-за нарушения координации движений;
  • висит на уроке.

При создании благоприятных условий для развития и обучения ребенок с синдромом Аспергера сможет в будущем жить нормальной жизнью. Вместе со сверстниками он может окончить школу и университет, создать семью, найти работу.

Синдром Ретта

Это следствие аномалии женской хромосомы, поэтому болезнь может проявиться только у девочек. Мальчики, получившие такую хромосому, умирают в период вынашивания ребенка. Этот синдром считается тяжелой формой заболевания и встречается примерно очень редко, 1 раз на 10 тысяч детей. Проявление патологии сопровождается следующими клиническими симптомами:

  • После рождения малыш полностью развивается в течение года, после чего начинают появляться явные признаки умственной отсталости.
  • Скорость роста головы через год значительно снижается и развивается нарушение координации движений.
  • Абсолютное отсутствие речи.
  • Ребенок замыкается на себя, полностью изолируя себя от внешнего мира.
  • Навыки, приобретенные до одного года, теряются.
  • Ребенок часто совершает бессмысленные повторяющиеся движения руками, как будто умывается.

Это тяжелая форма заболевания, которую практически невозможно вылечить, поэтому при постановке диагноза в большинстве случаев прогноз неблагоприятный.

Диагностика

Методы раннего выявления аутизма у детей сводятся к наблюдению за ребенком в его обычном состоянии. Выявить отклонения сложно, если родители имеют этого первого ребенка и не понимают, какое поведение указывает на отклонения, а какое является вариантом нормы.

Обращаться к специалисту необходимо, если ребенок не смотрит в глаза, не реагирует на взрослых и проявляет нетипичные игровые действия. В год ребенок должен уже заикаться, указывать ручкой на предметы и делать захватывающие движения. За полтора - произносить отдельные слова, за два - строить предложения из двух слов.

Отсутствие таких навыков должно насторожить и указать на необходимость пройти обследование. Первоначально вы можете посоветоваться с педиатром, который, при наличии показаний, направит вас к психиатру или неврологу.

На этапе первичной диагностики родителям необходимо заполнить специальные анкеты. Чаще всего используются:

  • диагностический опросник (ADI-R);
  • опросник поведенческой диагностики (ABC);
  • тест для детей младшего возраста (ЧАТ);
  • контрольный список для оценки эффективности (ATEC);
  • шкала диагностического наблюдения (ADOS);
  • шкала оценки детского аутизма (CARS).

Наличие нарушений выделяется так называемой триадой симптомов: трудности в социальном взаимодействии, плохое общение и наличие стереотипного поведения. На основании полученных данных специалист выявляет характерные признаки и определяет необходимость дополнительного инструментального обследования, которое состоит из:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ), которая определяет судорожную активность, характерную для эпилепсии, синдрома Ретта и некоторых форм аутизма.
  • Ультразвуковое исследование (УЗИ) - для визуализации головного мозга и выявления причин появления симптомов заболевания.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ), которую назначают, если ультразвуковое исследование не дает полной информации.
  • Для дифференциации патологии и исключения нарушений речи, патологий слухового развития и зрения назначаются консультации логопеда, аудиолога, офтальмолога.

Крайне важно при появлении первых подозрений о развитии патологии обратиться к специалисту. Врачи проведут комплексное обследование, поставят диагноз и назначат адекватное лечение, которое минимизирует симптомы и поможет ребенку адаптироваться в обществе.

Лицензии и сертификаты клиники 

Лечение аутизма

1. Фармакологическая терапия

Основные группы препаратов, входящих в комплексное лечение расстройств аутистического спектра.

  • Ноотропные препараты
  • Антидепрессанты
  • Транквилизаторы
  • Нейролептики

Ноотропные препараты

Ноотропные препараты (нейрометаболические стимуляторы, средства защиты мозга).

Лекарства этой группы направлены на стимуляцию мозговой деятельности, активизацию памяти и мыслительных процессов, повышение устойчивости центральной нервной системы к психическим нагрузкам. Кроме того, некоторые из них могут оказывать седативное действие или, наоборот, психостимулирующее действие, оказывать антидепрессивное действие.

Суточная и разовая доза этих препаратов рассчитывается врачом исходя из возраста и веса ребенка. При расстройствах аутистического спектра эту группу препаратов применяют в виде пролонгированных (3-4 месяца) повторных курсов в течение нескольких лет.

Если ребенок заторможен и необходимо добиться повышения психомоторной активности, обычно назначают следующие препараты:

  • Cogito. Препарат выпускается в ампулах. Его назначают внутрь, обычно рекомендуется развести раствор в небольшом количестве воды, но можно принимать и в неразбавленном виде. Когитум обычно принимают в первой половине дня, так как он обладает выраженным стимулирующим действием. Единственное противопоказание к назначению - повышенная чувствительность к препарату.
  • Энцефаболо. Детям до 7 лет данный препарат назначают в виде суспензии, а детям постарше - в виде таблеток. Энцефабол активизирует память и мышление, улучшает концентрацию внимания. У этого препарата есть побочные эффекты: может усилиться раздражительность (поэтому энцефалез применяется только в первой половине дня), иногда может возникать тошнота. Энцефабол не назначают при тяжелых заболеваниях печени и почек, крови, аутоиммунных заболеваниях (системная красная волчанка, миастения гравис).
  • Пикамилон. Его назначают детям после 3-х летнего возраста. Помимо возбуждающего действия, пикамилон положительно влияет на эмоциональную лабильность, настроение у детей и используется в комплексной терапии ночного недержания мочи. Побочные эффекты возникают редко. Не назначают препарат при повышенной чувствительности к нему и при тяжелых заболеваниях печени и почек.

Если ребенок наоборот чрезмерно активен, обычно назначают ноотропные препараты, обладающие седативным действием:

  • Пантогам. Применяется в виде суспензии и таблеток, положительно влияет на умственное развитие, улучшает способность к концентрации внимания, память, повышает работоспособность, но не вызывает двигательного возбуждения и растормаживания. Это один из немногих ноотропных препаратов, который можно применять детям, страдающим эпилепсией. Однако довольно часто пантогам вызывает аллергические реакции в виде сыпи, обострения экссудативного диатеза.
  • Фенибут. Этот препарат особенно хорош при появлении у ребенка страхов, повышенной тревожности, беспокойства, так как, помимо того же ноотропного действия, фенибут обладает выраженным успокаивающим и противотревожным действием. В начале лечения возможны приступы тошноты, может быть некоторая сонливость, но позже эти эффекты проходят. Единственное противопоказание к назначению - повышенная чувствительность к препарату.

Помимо препаратов, выпускаемых в форме растворов, суспензий или таблеток, врач может также назначить препараты в форме инъекции:

  • Церебролизин. Этот препарат доказал свою высокую эффективность в комплексной терапии расстройств аутистического спектра, широко применяется. Церебролизин оказывает выраженное положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, повышает концентрацию внимания. Противопоказаниями к назначению Церебролизина являются тяжелые заболевания почек, гиперчувствительность к препарату. Церебролизин нежелателен при эпилепсии с частыми и обширными припадками. Среди побочных эффектов отмечались только аллергические реакции.
  • Кортезина. Препарат способствует улучшению показателей интеллектуального развития и речи у детей, применяется при детском церебральном параличе и хорошо переносится больными эпилепсией. Как правило, кора головного мозга не вызывает двигательного возбуждения и растормаживания. При соблюдении возрастных дозировок побочных эффектов не наблюдалось.

Антидепрессанты

Некоторые домашние психиатры, например В. Каган (1), рекомендуют назначать дошкольникам с диагнозом аутизм антидепрессанты седативного действия, особенно амитриптилин. Лечение проводится курсами по 4-5 месяцев с интервалом 1-3 месяца. Считается, что амитриптилин помогает улучшить контакт с ребенком. Уже на 3-5 неделе лечения отмечается первое улучшение состояния, проявляющееся в повышении интереса к окружающему миру, незначительном улучшении контакта. Сам по себе амитриптилин не лечит детский аутизм, но, увеличивая шансы контакта, создает хорошие условия для развития психологической работы с ребенком. Недостатком амитриптилина является довольно большое количество побочных эффектов: возможны сонливость, снижение артериального давления, сухость во рту, тошнота, запоры, задержка мочи. Препарат назначают только под контролем ЭЭГ, так как он может спровоцировать появление судорожной настороженности.

Транквилизаторы

Транквилизаторы обычно применяют, когда у детей с аутизмом есть страхи, высокий уровень тревожности, и именно эти симптомы мешают развитию ребенка, психологической и педагогической работе с ним. В молодом возрасте можно применять такой препарат, как атаракс.

Атаракс выпускается в сиропе и таблетках. Его назначают детям старше 12 месяцев в зависимости от веса. Этот препарат хорошо снимает беспокойство и страхи, нормализует сон. Однако его нельзя использовать в течение длительного времени и имеет множество побочных эффектов: сонливость, сухость во рту, тошноту, слабость, головную боль, снижение артериального давления.

Нейролептики

К нейролептикам (по данным радаров) относятся препараты, предназначенные для лечения психозов и других серьезных психических расстройств. Нейролептики оказывают на организм разностороннее действие. Их основные фармакологические особенности включают своеобразное успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакции на внешние раздражители, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективного напряжения, подавлением страха и ослаблением агрессии.

Нейролептики не обладают выраженным снотворным действием в обычных дозах, но они могут вызывать сонливость, способствовать засыпанию и усиливать действие снотворных и других седативных средств (седативных средств). Они усиливают действие анальгетиков, местных анестетиков и ослабляют действие психостимулирующих препаратов.

Нейролептики изменяют нейрохимические (медиаторные) процессы в головном мозге: дофаминергические, адренергические, серотонинергические, ГАМКергические, холинергические, нейропептидные и другие. Различные группы нейролептиков и отдельные препараты различаются по своему влиянию на образование, накопление, высвобождение и метаболизм нейротрансмиттеров и их взаимодействие с рецепторами в разных структурах мозга, что существенно влияет на их терапевтические и фармакологические свойства.

2. Психотерапия

Психотерапия детского аутизма направлена как на ребенка, так и на его семью. В первом случае его цель - исправить поведенческие расстройства и снять тревогу и страхи у ребенка, во втором - снизить эмоциональное напряжение и тревогу среди членов семьи, особенно родителей, и вовлечь их в повседневную работу с ребенком ознакомление с методами правильного обращения с ним, обучение особенностям воспитания.

Психотерапия детского аутизма является неотъемлемой частью общей психокоррекционной работы и поэтому проводится разными специалистами. Оптимальный состав группы специалистов, занимающихся психолого-педагогическим лечением и коррекцией аутичных детей: детские психиатры, неврологи, логопеды, психологи, воспитатели, медсестры, музыкальные операторы (эвритмики).

  • Коррекция детского аутизма
  • Логопедическая работа
  • Психологическая коррекция

Коррекция детского аутизма

Коррекция детского аутизма проводится поэтапно. Эти стадии определяются индивидуально в зависимости от степени тяжести аутистического дизонтогенеза. Практическое выполнение лечебных работ основано на специальных программах обучения и организации целевых занятий и игр, адаптированных для специализированных яслей и обычных яслей и детских садов, а также их использовании в домашних условиях и в дневном стационаре. Недавно появились специализированные дневные стационары для детей-аутистов. В зависимости от особенностей состояния пациента используются два режима лечения: щадящий и активирующий. Поскольку в большинстве случаев коррекционная работа проводится с маленькими детьми, использование индивидуальной и групповой игровой терапии занимает в ней важное место.

На предварительном этапе в корректирующих программах, основанных на простейших видах тактильного, пантомимического и другого контакта с ребенком в условиях свободного выбора и поведения в поле, уровень его развития, уровень знаний и поведенческие навыки оцениваются специалистами разные профили. Эта оценка служит основой для разработки индивидуального плана лечения.

В большинстве случаев, когда они начинают работать с детьми, их знания и характер игровой деятельности задерживаются примерно на 2–3 порядка возраста. В них преобладает манипулятивная игра, нет сотрудничества, нет корреляции игры с реальным назначением игрушек, нет ориентировочной реакции на новые игрушки и людей, участвующих в игре, нет имитационных реакций.

На ранних этапах работы с ребенком обрабатывается реакция пробуждения и наблюдения, формируется зрительно-моторный комплекс. Кроме того, в процессе манипулирования предметами у них развивается тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. При этом вырабатываются связи между отдельными частями тела, их словесными обозначениями и типами движений. Все это позволяет ребенку составить представление о собственном теле (его частях, правой и левой сторонах). Затем проводится работа по обучению навыкам самообслуживания, участия в элементарных целевых мероприятиях.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Важнейшим направлением работы остается мотивация к деятельности, многократное повторение одних и тех же игр, формирование игровых клише с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса. Постепенно мы переходим от простых форм игры к более сложным формам и самой двигательной активности. В частности, последовательно, многократно, представлен и показан порядок всех игровых действий. Устные комментарии даются в максимально краткой и однообразной форме.

Фактически, педагогические программы направлены на обучение детей понятиям числа, счета, определения временных категорий, углубления ориентации в форме предметов и в пространстве. Детям с аутизмом трудно переходить от одного типа движения к другому, они не имитируют, не воспроизводят последовательную цепочку действий, особенно двигательных, в сочетании с вербальными реакциями. Им сложно воспроизвести по просьбе врачей вновь приобретенные знания, особенно знания о долговременной памяти (но такие знания могут легко появиться автохтонным образом, вне контекста учебных классов). Следует учитывать, что при формировании речи в них обнаруживается расшифровка слов.

От этапа к этапу решается задача повышения сложности деятельности. Следует обратить внимание на увеличение объема предлагаемых навыков и знаний. Любые задания по возможности следует предлагать в наглядной форме. Голосовые объяснения всегда должны быть простыми, одинаково выраженными, повторяться несколько раз в одной и той же последовательности голосом разной громкости (от низкого до громкого) и высоты тона. После освоения нескольких программ активность ребенка начинает постепенно меняться и иногда может перейти на более высокий уровень. В этом случае дети переходят от пассивного к осознанному овладению определенными навыками, развивают осознание «Я» и способность отличать себя от других людей. Задачей последующих этапов коррекционной работы является постепенное усложнение занятий с переходом от индивидуальных к групповым занятиям, а также впоследствии к сложным играм и упражнениям в группах по 3-5 детей.

Логопедическая работа

Логопедическая работа после определения патологии речи должна быть направлена на развитие слухового внимания, фонематического слуха и речи. Выполнена настройка звуков, представлена их автоматизация, дыхательные и голосовые упражнения. Особенно важны задачи по расширению словарного запаса, развитию умения составлять предложения по изображениям, их сериям, работе над текстом, состоящим из разговоров, рассказыванию, игре, «драматизации» различных тем, воспроизведению речи в стихах и т.д. При оценке эффективности логопедической работы необходимо учитывать тот факт, что речь как более молодая функция страдает в первую очередь у аутичных людей и поэтому восстанавливается постепенно и позже, чем другие функции.

Психологическая коррекция

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в контексте общей и игровой деятельности. Основная задача такой коррекции - вовлечение аутичных детей в различные виды индивидуальной и групповой деятельности, формирование умения регулировать поведение. При этом используются игры со строгой последовательностью событий и действий, их повторным воспроизведением. Освоение системы игровых клише способствует формированию у этих детей памяти, внимания, восприятия. В процессе таких уроков можно перенести изученное в игровой ситуации на практическую направленность в среде.

Корректирующую работу в целом можно рассматривать как коррекционную реабилитацию. Такая реабилитация обычно охватывает физиологически благоприятные для развития ребенка периоды - возраст 2-7 лет. Но корректирующие меры должны быть продолжены в последующие годы (8-18 лет). Они должны заключаться в систематическом проведении корректирующих уроков каждый день в течение месяцев и лет, потому что только в этом случае может быть достигнута социальная адаптация пациентов.

Рекомендуется сочетать клинико-педагогическую работу на всем протяжении ее с нейрофизиологическими исследованиями (электроэнцефалографией). Эти исследования позволяют объективизировать структурно-функциональное созревание центральной нервной системы у детей с аутизмом в процессе онтогенеза и терапии.

Врачи клиники

Балабан Игорь Вячеславович
Психиатр-нарколог, гипнотерапевт
Уразметов Александр Аркадьевич
Психиатр-психотерапевт
Чумакова Елена Владимировна
Врач невролог, врач функциональной диагностики.
Передуева Виктория Евгеньевна
Врач психиатр-психотерапевт
Змазнева Екатерина Алексеевна
Психолог, психотерапевт

Нужна помощь врача? Звоните: (812) 909-16-68

Позвоните в клинику «МедФорт» или закажите обратный звонок, чтобы записаться на консультацию специалиста для получения помощи уже сегодня.